Скульптор Леонид Шервуд получил паек вместо Сталинской премии

Леонид Шервуд. Фото предоставлено пресс-службой музея

Судьба ее деда такая, что можно кино снимать, детективный сериал. Каждый факт вызывает вопросы, каждое произведение преподносит загадку. Многое из его наследия безвозвратно утрачен. Как вообще могло случиться, что славнейший род фактически оказался в забвении.

Леонид Шервуд родился в 1871 году в Москве в многодетной семье академика живописи, архитектора Владимира Шервуда, того самого, что создал здание Исторического музея на Красной площади. 

В юные годы сын учился в мастерской отца, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Позднее переехал в Петербург, поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств, где познакомился с Анной Голубкиной и  Сергеем Коненковым. Их троицу  называли «беспокойные москвичи», и основания тому были. 

В Интернете можно найти современный киносценарий про Голубкину, где Леонид Шервуд присутствует как персонаж, изъясняется цитатами из собственной книги. С 1916-го по 1918 год он был реставратором в Эрмитаже. А это годы войны, когда заказов не было. Спасибо, что помогли друзья с трудоустройством. Скончался Леонид Шервуд 23 августа 1954 года и похоронен  на Литераторских мостках  Волковского кладбища.

На его выставке представлен дореволюционный период. Это портрет Пушкина 1902 года, гипсовая модель надгробия писателя Глеба Успенского 1909 года на Литераторских мостках.

В его доме собирался кружок молодежи, и, по воспоминаниям Шервуда, это было место внутреннего саморазвития. К 1910 году относится белоснежный барельеф «Поцелуй», выполненный из гипса, с изображением вазы с цветами и двух обнаженных фигур — женщины и целующего ей руку мужчины. Это работа из собрания внучки скульптора. Рядом на стене — другой «Поцелуй», тоже  1910 года, но из мрамора, без вазы, с обнаженными полуфигурами все той же женщины и  целующего ей  руку мужчины. 

«Поцелуй» и фигурка «Ангел» — из личной коллекции Ольги Шервуд, они к ней перешли от родителей. «Поцелуй» отреставрирован в 2000 году реставратором Русского музея.

«Он у меня на стенке висит, — рассказывает Ольга Шервуд. — Я всю жизнь его вижу, но на музейной стене он производит совсем другое впечатление.

«Поцелуй» сделан как подарок на свадьбу морскому офицеру и будущему контр-адмиралу Всеволоду Евгеньевичу Егорьеву, отец которого был командиром крейсера «Аврора» и погиб в Цусимском бою. Поскольку они были родственниками,  дружили, дед сделал «Поцелуй» в подарок в 1910 году. 

Я пыталась, но так и не нашла потомков Егорьева. И здесь загадка. Если дед приготовил подарок, то должен был его подарить. Возникает и еще один вопрос: почему в Русском музее тот же «Поцелуй» в мраморе и только половина фигур? 

У каждого экспоната своя таинственная история. «Ангел» всю жизнь стоял у нас на шкафу, и я называла фигурку «Ветер». Куратор выставки Елена Вениаминовна Карпова нашла упоминание о нем в каталоге какой-то выставки 1906 года».

Представлен в Михайловском замке и гипсовый вариант бюста заслуженного артиста Императорских театров, оперного певца и отца композитора Игоря Стравинского Федора Стравинского, созданный в 1916 году. Его мраморный аналог установлен в фойе Мариинского театра. 

Скульптор Леонид Шервуд получил паек вместо Сталинской премии

В одном из залов музея. Михаил Врубель, Глеб Успенский…

Фото: Светлана Хохрякова

Модель бюста Михаила Врубеля для надгробного памятника из собрания Русского музея относится к 1917 году. Проект не был осуществлен, как не были осуществлены проекты памятников Петру I, актрисе Вере Комиссаржевской. Не сохранились и многие интерьеры, созданные Леонидом  Шервудом, в частности,  здание страхового общества «Волга»  на Казанской улице в Санкт-Петербурге. 

В советское время скульптор Леонид Шервуд участвовал в реализации плана монументальной пропаганды, создал памятники Радищеву и Герцену. Среди работ того времени — бюсты Анатолия Луначарского, Сталина, Ленина, химика Дмитрия Менделеева. 

Скульптор Леонид Шервуд получил паек вместо Сталинской премии

Целый зал для «Часового».

Фото: Светлана Хохрякова

Знаковая работа и одно из первых произведений соцреализма — монументальная статуя «Часовой» 1932 года. У нее удивительная судьба. В 1931 году по договору с Реввоенсоветом Шервуд должен был создать скульптурную группу «Культурный отдых красноармейцев», но вместо этого появился «Часовой». Его цементную фигуру установили  в 1933 году у входа на выставку «15 лет РККА» в Москве. Затем она выставлялась в Ленинграде, Киеве, Харькове. 

В 1937-м Шервуд возглавил  кафедру по скульптуре  в Киевском  художественном институте и преподавал там до 1940 года. А в 1941-м заново воссоздал «Часового»  для Третьяковской галереи. В 1959 году по заказу Третьяковки фигура была заново отлита в  бронзе (мастер В Лукьянов). В 1961-м  ее установили  у входа  в галерею  в Лаврушинском переулке. С 1992 года скульптуру переехала в Парк искусств «Музеон» у «Новой Третьяковки». 

Помимо экспонатов из коллекции Русского музея, в Михайловском замке представлены произведения из других музейных и частных собраний, документы, среди которых письмо сына писателя Глеба Успенского Леониду Шервуду, фотография  скульптора с женой Ольгой Гаккель, его заявление в заводоуправление фарфорового завода, фотографии монументальных произведений, включая утраченные. 

Авторы выставки проделали большую исследовательскую работу, чтобы воспроизвести биографические факты, историю появления и создания некоторых произведений скульптора. Многое утрачено. Например, бюст Александра III из бронзы, «Кующий Петр» и композиция «Умирающий Сусанин» 1943 года. Гипсовая полуфигура  «Толстой мыслитель» разбита в 1957 году, а дипломная работа «Деспот Татарин и его рабыня», хранившаяся в Псковском музее, исчезла  в годы  Великой Отечественной  войны. За эту работу Шервуд  в 1898 году получил право на заграничную поездку и побывал в Варшаве, Вене, Мюнхене, Венеции, Риме, Париже.    

Леонид Шервуд не раз участвовал в конкурсах, но его яркие проекты не побеждали. В 1914 году он создал проект памятника Тарасу Шевченко в Киеве, который по мнению жюри, претендовал на первое место. Однако оргкомитет предпочел ему скульптуру итальянца Шортино, после чего несколько членов жюри покинули его ряды в знак протеста. 

На наш вопрос о том, почему в течение 70 лет Леонида Шервуда почти не вспоминали, Ольга Шервуд ответила так: «Таинственная история. Казалось бы, знаменитый род. Мой прадед Владимир Шервуд построил здание Исторического музея. У него было еще два сына архитектора, построившие немало домов и церквей в Москве. Племянник Николай Шервуд построил «Ласточкино гнездо». Они забыты.

Лет 15 назад Исторический музей выпустил книгу о династии Шервудов в контексте истории и культуре России, где в основном речь идет о прадеде, но есть статья и про деда, написанная завотделом русской скульптуры Русского музея Еленой Карповой, ставшей куратором нынешней выставки.  

Пять лет я провела в архивах и не нашла ничего, чтобы подтверждало бы вероятность забвения. Нет и намека на конкретные вещи, почему все так сложилось. Деда ценил Репин, а он Репина, хотя прямым его учеником не был. Репин продвигал его академики, но дед академиком так и не стал. За свою карьеру он получил только звание заслуженного деятеля искусств. И Сталинскую  премию по какой-то причине не получил, хотя сталинский комитет, заседавший в 1943 году  в Большом театре, проголосовал за.  

Я видела документы, где карандашом перечеркнута его кандидатура, а следующим пунктом идут слова: «Просим дать ему паек». Паек вместо Сталинской премии!

Существует семейная легенда, о которой мой отец никогда мне не говорил, и связана она с Луначарским. То ли  он, то ли  кто-то из его окружения  агитировал деда вступить в партию, но он так и не пополнил ее ряды. Может, по этой причине все так и сложилось в его судьбе».  

Скульптор Леонид Шервуд получил паек вместо Сталинской премии

Бюст Сталина.

Фото: Светлана Хохрякова

На выставке представлены модели памятников Сталину и Ленину у Финляндского вокзала. И они не были установлены. Единственный памятник, который удалось поставить еще в царские времена —  адмиралу Макарову в Кронштадте. «Работая в архиве Военно-морского флота, я прочитала письма офицеров и скульпторов, где говорилось о том, что это хороший памятник, зачем его ставить в Кронштадте, лучше установить в Петербурге, — рассказывает Ольга Шервуд. —  На него  деньги собирал весь флот, потому что Макарова очень любили.  

Еще одна необъяснимая вещь связана с тем, что от деда осталось мало документов. В дореволюционном архиве Академии художеств у других студентов подробные личные дела, а у деда – 5-6 документов, ни табеля, ни оценок. Каждый его Пушкин, а их было три, вызывал скандал. 

Бюст Пушкина 1902 года вызвал скандал в Академии художеств, поскольку не был каноническим. Дед участвовал в двух пушкинских конкурсах – в том, где победил Опекушин, памятник которого стоит в Москве, и в послевоенном, где победил Аникушин, и его замечательный Пушкин стоит в Петербурге на Площади Искусств. На этот конкурс дед представил Пушкина с факелом, за что его обвинили в формализме. 

Скульптор Леонид Шервуд получил паек вместо Сталинской премии

Гипсовая модель для надгробного памятника Глеба Успенского.

Фото: Светлана Хохрякова

Работая в архивах, я нашла упоминания более 120 работ, часть из них находится в Русском музее, что-то у родственников. Около тридцати работ сохранились только в виде изображений. Но многого нет вообще.

Получается, что рукописи не горят, а скульптуры исчезают. Мир скульптуры для меня только приоткрылся. Я читала предвоенные разнарядки, поступавшие в Ленинградский областной союз советских художников – ЛОССХА, где указано, кто и кого будет лепить. Сталина — столько-то, Ленина и Калинина – столько-то. Были разнарядки к юбилею Октября и дню рождения Ленина.

Интересно и то, на какой бумаге писали до революции и потом, на каких-то клочках. Ход истории можно почувствовать по качеству бумаги. Я поняла, кто такой Акакий Акакиевич Башмачкин и многое про бюрократию, иначе стала иначе воспринимать XIX век и то, как тогда люди жили».

Собрано много бесценных материалов. Хорошо бы их издать. Это бесценные свидетельства жизни не только конкретного мастера и его славного рода, но целой эпохи, истории как таковой.

Источник