Якутское кино стало спасательным кругом в Нижнем Новгороде

Кадр из фильма «Король Лир»

В программе «Сказка: вчера и сегодня» представили прежние экранизации русских народных сказок разных лет и их современные интерпретации. Например, «По щучьему велению» Александра Роу 1938 года и Александра Войтинского 2023-го, «Летучий корабль» Гарри Бардина 1979-го и Ильи Учителя 2024-го. В секции «Герои нашего времени. Яга и Кощей» собрали картины, посвященные самым сказочным персонажам: «Яга и книга заклинаний» Владимира Сакова, «Баба Яга спасает мир» Карена Захарова, «Кощей. Начало» Андрея Колпина, «Кощей. Похититель невест» Романа Артемьева и другие недавние версии.

Во «Взрослые сказки» включили фильмы со сказочными мотивами и образами: «Слезы капали» Георгия Данелии, «Сказка странствий» Александра Митты, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, который теперь смотрится актуальнее, чем когда-то (дар предвидения у Абдрашитова всякий раз поражает), «Город Зеро» Карена Шахназарова, «Мастер и Маргарита», который показали поздним вечером, переходящим в ночь, на стадионе, и это добавило мистики происходящему на экране. 

Многие фильмы основного конкурса тоже напоминали страшные и безумные сказки, как часовая психологическая драма «Я тебя слышу» Вахтанга Жоржолиани. Его молодой герой, узнав от друга о магических свойствах минеральной воды, которую он никогда не пьет, начинает экспериментировать, чтобы услышать голоса с того света. Жертвами странного парня становятся близкие, включая мать. Он устраивает настоящую мясорубку, и это не игра, не клюквенный сок. Все выглядит по-настоящему.

Критики все время твердят о том, что не хватает фильмам молодых безумия, полета фантазии, что их картины слишком спокойные. И вот, пожалуйста, то самое безумие, которое многих основательно напугало. 

Кто-то нарочно начал кричать после показа «браво», а один нижегородский зритель задал автору вопрос из зала: «Вы и дальше собираетесь снимать гадости?». Режиссер пообещал именно так и делать и вспомнил, как когда-то проходил практику в гнойной хирургии, многого чего там насмотрелся, и теперь на подобные вещи реагирует холодно. В ответ получил от того же зрителя: «Вы — социально опасный человек». 

На премьере присутствовала мама режиссера, мнением которой тоже поинтересовались. Она деликатно ответила, что это не ее кино, но она почувствовала, что фильм сына качественно сделан. Он снят «за пять чудовищных дней», как скажет Вахтанг, и ориентиром для него был знаменитый «Зеленый слоник».

Что же касается Александра Сокурова, то его «Сказку» организаторы фестиваля показать не могли, поскольку у фильма до сих пор нет прокатного удостоверения. Но вот что любопытно: его можно было бы показать в музее или библиотеке в рамках образовательной программы. Однако никто такой инициативы не проявил.

Лучшим фильмом фестиваля стала якутская картина «Король Лир» известного кино- и театрального режиссера Сергея Потапова. Снимались в ней постояльцы дома-интерната для престарелых и инвалидов. Герои под руководством режиссера Мункуева участвуют в постановке Шекспира в реабилитационном центре для пожилых и инвалидов. Один из пациентов почти повторил судьбу короля Лира. Его любимые внучки не готовы о нем заботиться.

И это не единственная награда якутскому кино. Спецприз международного общества рыбаков и охотников «За смелость и оригинальность» получила 11-минутная короткометражка «Торбаса, или Как мы рубили мясо» Никиты Давыдова. Это брат ныне знаменитого режиссера Дмитрия Давыдова, ставшего продюсером этой картины.

Жюри отметило ее за лучшую драматургию. Сценарий написан самим режиссером и его более опытным коллегой Евгением Николаевым, который постоянно работает с Дмитрием Давыдовым, стал его правой рукой и дебютировал полнометражной «Кукушкой» меньше месяца назад на фестивале «Зеркало» в Иванове.

В состав жюри входили: режиссеры Юрий Мороз и Анна Меликян, актриса Юлия Александрова, оператор Денис Аларкон Рамирес, композитор Райан Оттер, кинокритик Василий Степанов. Президента у жюри не было. Президент фестиваля Михаил Пореченков считает, что два голоса, полагающиеся главе жюри в случае спорных ситуаций, нарушают идею демократизма.

Якутское кино стало спасением для жюри, поскольку оно беспроигрышное, в нем нет вымученности и высосанных из пальца тем, чем грешат многие дебютанты. Игровые, документальные, полнометражные и короткометражные фильмы были смешаны в общем конкурсе.

Приз зрительских симпатий достался короткометражной комедия «Разъезд» дебютантки Марии Меленевской. Картина снималась всем миром, силами молодежи на Свердловской киностудии. В работе, по словам режиссера, было задействовано около 80 человек. Жюри отметило актерскую работу Марии Смольниковой. Как сказала вручавшая награду актриса Юлия Александрова, решение было единодушным, поскольку стоило только Марии Смольниковой появиться в кадре, от нее невозможно было оторваться.

Якутское кино стало спасательным кругом в Нижнем Новгороде

Кадр из фильма «Против аетра»

Дипломом «За яркий дебют» отмечена Ксения Андрианова, снявшая «Атыкуда» по сценарию Паулины Андреевой и Евгения Сангаджиева о переживаниях актеров. В другие времена это и вызвало бы интерес, а теперь принесло радость только актерам, участвовавшим в фестивале. Достаточно минутного появления на экране Александра Петрова, Даниила Воробьева и Никиты Ефремова — и все счастливы. Одной награды показалось мало, и жюри отметило изобразительное решение фильма, работу оператора  Владимира Ушакова. 

Еще один диплом достался антиутопии «Минута» некоего М. Испискова, за которым скрывается квартет «Заячий стон». Когда они вышли на сцену, представлять фильм, выросший из спектакля, столько драйва было в этом. Увы, картина его лишена. Очередь за счастьем выбранных по квоте представителей всех социальных слоев населения вызывает скуку.

Многие картины — чистой воды сказки, далекие от того, что происходит в мире. Их авторы живут на необитаемом острове. Разве что Татьяна Соболева, получившая награду за режиссуру, сняла настоящий документ нашего времени — документальный фильм «Против ветра». Она рассказывает о жизни дагестанской семьи в засушливой Ногайской степи, где полновластной хозяйкой является мать — Гульфира. У нее два сына, и оба они мобилизованы в зону СВО, как и многие другие ребята из окрестных сел. Один из сыновей погиб весной 2024 года. В мирной жизни мы видим, как семья в полном составе выходит в степь, чтобы воткнуть в песок прутья. Вскоре там появится зеленая растительность. Степь преобразиться, наполнится жизнью… 

Картина красиво и с размахом снята. В ней есть нечто эпическое. И сама героиня напоминает Родину-мать. Смерть сына она воспринимает как неизбежность.  

Источник