Люди научились создавать архитектурные чертежи еще в эпоху неолита, заявили ученые Французского национального центра научных исследований (CNRS). Они обнаружили выгравированные схемы на скалах в Иордании и Саудовской Аравии.

Находку сделали неподалеку от того места, где располагались древние охотничьи ловушки. Сооружения, известные также как «воздушные змеи», были созданы около восьми тысяч лет назад. Они представляют собой длинные «коридоры», ведущие к огороженной площадке. Ученые считают, что древние охотники загоняли туда диких животных, чтобы те не могли сбежать.

Люди жили на Сахалине 10 тысяч лет назад

Древнейшие архитектурные «чертежи» нашли на Аравийском полуострове

На месте строящегося микрорайона нашли древние артефактыЛовушки отличаются внушительными размерами (около двух футбольных полей). Их невозможно полностью охватить взглядом с земли. Исследователи обнаружили их только около ста лет назад с помощью аэрофотосъемки.

Новое открытие показало, как древние люди проектировали ловушки. Ученые обнаружили выгравированные на скалах рисунки в виде линий и звезд, которые напоминали примитивные архитектурные планы. Они провели математические расчеты, чтобы сравнить схемы с формой и размерами известных сооружений.

В частности, ученые исследовали «схему» с археологических раскопок Джибал аль-Хашабия в Иордании. На камне высотой около 80 см были высечены длинные линии, загоны в форме звезды и чашеобразные углубления, указывающие на ямы. Второй пример схемы обнаружили в Вади аз-Зиллият (Саудовская Аравия). Она была вырезана на большом валуне из песчаника размером 2х4 метра. Рисунок был выполнен в другом стиле, но на нем также можно было увидеть линии, ограждение в форме звезды и шесть чашеобразных меток.

Исследования показали, что артефакты датируются концом эпохи неолита, им около восьми тысяч лет. Схема из Иордании обладала наибольшим сходством с «воздушным змеем» в 2,3 км от ее местонахождения. Схема из Саудовской Аравии изображала ловушку на расстоянии 16,3 км.

«Гравюры на удивление реалистичны и точны, и, кроме того, соответствуют масштабу, что подтверждается оценкой сходства форм на основе геометрических графиков. Таким образом, они являются старейшими известными архитектурными планами в масштабе в истории человечества», – подчеркнули авторы научной работы.

Находка показала, что уже в эпоху неолита люди могли совмещать физическое пространство с графическим двухмерным изображением. Это указывает на развитое абстрактное и символическое мышление, сообщает Live Science.

Ранее сообщалось, что в Турции нашли древнейшие в мире мечи. Их возраст оценили в 5000 лет.