Королевство кривых зеркал: Российское топливо для машин вывозят даже в Польшу

Цены на ГСМ резко скакнули вверх, подорожали не только бензин и солярка, но и сжиженный углеводородный газ (СУГ). Падения производства моторного топлива в РФ не наблюдается, а вот объёмы его экспорта быстро растут. В ущерб интересам отечественной экономики и населения страны внутренний рынок оголяют, всё больше нефтепродуктов уходят за границу. В том числе не только в «недружественные», но и в откровенно вражеские страны.

Плюс 3,5−5% всего за пару дней — цены на бензин и дизтопливо резко подскочили вверх, причём это ситуация только в столичном регионе. В провинциях больше, до 10%. Но сильнее всего подорожал СУГ, его цена одномоментно поднялась на 35−40%.

«Ситуация на топливном рынке сейчас, действительно, напряженная. Биржевые цены на бензин дошли до пика, и это стало передаваться на АЗС. Причем на разных заправках цены разные: АЗС, которые работают в рамках нефтяных брендов, стараются сдерживать цены, независимые АЗС в большей мере испытывают сложности с поставками, соответственно у них и цены выше. Поэтому, да, на отдельных заправках в Москве можно было увидеть 95-й бензин по цене 60 рублей за литр», — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

Причина происходящего вполне тривиальна — с начала текущего 2023 года экспортные поставки нефтепродуктов топлива за рубеж выросли на 40%. Темп — 160% годовых! Мощности НПЗ остались теми же, то есть идёт вывоз тех ресурсов, которые необходимы стране — гражданам и промышленности.

Аналогично — по СУГ.

«Цены на сжиженный углеводородный газ, использующийся в качестве моторного топлива, не регулируются. Но при этом на них, в отличие от автомобильного бензина и дизельного топлива, не установлен акциз. Поэтому цены на СУГ существенно ниже, чем на бензин, но при этом более подвержены колебаниям. Наблюдаемое изменение цен на СУГ, которые используются в качестве моторного топлива, не связано с какими-то проблемами на рынке и внутренний рынок обеспечен всеми видами топлива. Компаниям рекомендовано увеличить объёмы продажи автогаза через биржу», — заявили в Минэнерго.

Ну-ну. Топливо уходит «за бугор», объёмы поставок нарастают, а чиновники будто этого не видят…

«Та же ситуация, что и с ценами на бензин. За год наладили экспорт через посредников и теперь, действительно, внутреннему рынку стало не хватать», — говорит независимый промышленный эксперт Максим Худалов.

Причём адреса поставок прямо-таки вводят в шок. Например, лютый враг России — Польша — нынче крупнейший в ЕС импортёр российского СУГ, объемы закупок растут. По итогам 2022 года туда уехало топлива на 710,3 млн. евро, тогда как весь остальной Евросоюз купил всего на 417 млн. евро. На российском СУГ ездит 3 млн. польских автомобилей, включая военные. Поставки растут, в 2023-м они уже увеличились примерно в полтора раза, а ведь не прошло ещё и полугода!

Бензин и солярка тоже идут врагам. Согласно информации Reuters, значительная часть российских ГСМ в первом квартале 2023 года уехали в Африку — в Нигерию, Тунис и Ливию. Как несложно догадаться, оттуда они были переправлены в ЕС, США. И в ту же Украину.

Всего типа африканцам уехало 812 тысяч тонн. А ведь были ещё и поставки на другие рынки, суммарно — несколько миллионов тонн только за первые три месяца года! Для справки: за 2022 год российские НПЗ произвели 42,5 млн. тонн бензина и 85 млн. тонн дизельного топлива. Если в квартал — соответственно около 10 млн. тонн и около 20 млн. тонн. Суммарно 30 млн. тонн. И сейчас до 20% от этого уходит на экспорт, тогда как год назад вывозили в два раза меньше.

Так называемые «биржевые» цены на бензин АИ-95 в настоящий момент уже выше 61 тысячи рублей за тонну для европейской части России. Тогда как в США в пересчёте на наши деньги они же — всего около 53 тысячи рублей за тонну. Власти РФ делают вид, что ничего не происходит, но уже пошли слухи о том, что чиновники намерены отказаться от сдерживания цен на АЗС. То есть дать нефтяникам полную волю. Дабы они компенсировали «потолок» цен на нефть, введённый «коллективным Западом», за счёт внутреннего рынка.

Преподносится всё это, естественно, максимально патриотично и скрепно. Дескать, нужно экономить казённые денежки, поэтому так называемый «демпфер», который создан как бы для компенсации разницы в ценах на нефть в РФ и вне её (на самом же деле для перекачки бюджетных средства на Запад) с 1 июля 2023 года вдвое уменьшается.

«Это даст нам экономию по нефтегазовым доходам и, соответственно, снизит недопоступление этих доходов в бюджет. Примерно на 30 млрд. рублей в месяц», — говорит министр финансов Антон Силуанов.

То есть нефтяникам — а они у нас все частные — дали добро на грабёж народа. Типа казна пуста. Заодно недополученную по причине «потолка» цена на нефть прибыль доберёте. Тоже разрешаем. Потребитель всё стерпит.

В том числе стерпеть нужно будет и дефицит ГСМ плюс «спекулятивные» цены — уже появилась информация о том, что на АЗС может стать совсем пусто. А топливом станут торговать чуть ли не из-под полы, по совсем уже бешеным ценам. Между прочим, сокращение добычи нефти в РФ с 1 марта сего года тоже будет способствовать образованию дефицита. Всё делается не просто так, виден план. Очередного масштабного вытряхивания денег из «уважаемых, панимаешь, рассеян».

Не факт, что это прокатит.

С ГСМ вообще-то шутки плохи, топливо у нас в соотношении с зарплатами уже в десять раз дороже, чем в США, и в три раза — по сравнению с Евросоюзом. С Ираном, где бензин и солярка стоят вообще копейки, даже сравнивать грешно. А ведь мы — мировые нефтяные «короли»! Америка более 50% нефти покупает…

Рост цен на автомобильное топливо чреват для любой страны неприятностями. У нас — особенно. Потому что люди не устают задаваться вопросом: если мы такие крутые по части добычи, то почему заправить машину из года в год становится всё дороже.

По сути, нефтяные олигархи и прикормленные ими чиновники сами рубят сук, на котором сидят. Неужто это до них не доходит?

Источник