Пол-литра за триста: водка переходит в разряд праздничных напитков из-за цены

Фото: Кирилл Искольдский

Согласно проекту Минфина, с 1 января 2024 года минимальную розничную цену (МРЦ) на водку объемом 0,5 литра планируется повысить до 299 рублей с 281, на коньяк — до 556 рублей с 517, на бренди — до 403 рублей с 375. Кроме того, предлагается установить минимальную стоимость рома — 403 рубля за пол-литровую бутылку.

Между тем водка, продаваемая по МРЦ, занимает около 35% рынка. По мнению производителей алкоголя, повышения цен на 7% недостаточно, чтобы компенсировать все их затраты — с учетом инфляции в 7,5%.

Напомним, что МРЦ была придумана в 2009 году именно для водки. На заре современного алкогольного рынка, когда ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) еще не достигла нынешних высот, соблазн «украсть налоги» был слишком велик. Те, кто налоги не платил, могли торговать водкой дешевле, а зарабатывать больше. Для борьбы с этим явлением и была введена МРЦ. Когда есть минимальная цена, любому участковому при беглом взгляде на полку магазина понятно: контрафакт тут или нет.

Следом за водкой МРЦ была введена на коньяк (в 2011 году) и на игристое вино — шампанское (в 2016 году). На «тихое» вино МРЦ пока нет, хотя власти Краснодарского края уже предлагают рассмотреть такой вариант.

Пол-литра за триста: водка переходит в разряд праздничных напитков из-за цены

Фото: Геннадий Черкасов

Эксперт по маркетингу крепкого алкоголя, член Гильдии маркетологов Руслан Брагин считает, что потребители не заметят роста цен на «беленькую» из-за индексации МРЦ. Для состоятельной части населения лишние 15–20 рублей за бутылку — не проблема, а малоимущие любители выпить давно перешли на самогон, так как официальная стоимость водки стала для них неподъемной.

— Действительно, в прошлые годы бутылка водки стоила по минимуму и 120 рублей, и 160, и 190… И если маркетологи могут использовать психологический прием и назначать цены ниже круглого числа, то с водкой за 299 рублей ситуация другая. Подорожание водки — это закономерный процесс, направленный на две цели: борьбу с контрафактом и снижение алкоголизации. Причин постоянного повышения цен две. Первая — это снижение алкоголизации населения, или борьба за народное здоровье. Вторая — это борьба с контрафактом. Если потребитель увидит бутылку водки дешевле ее минимальной стоимости, значит, это подделка.

— Разумеется. Раньше, чтобы произвести бутылку, в отрасли использовали финские краски, импортную самоклеящуюся этикетку, немецкую фольгу. Теперь этого ничего нет. Приходится выкручиваться и искать локальных производителей. Смена партнеров стоит денег.

— Если отъехать на 100 км от Москвы, мы увидим, что там уже сейчас водку пьют только по праздникам. Она для местных жителей дорогая. А пьют там в основном самогон. Если говорить о качестве напитка, то вся водка хорошая — и за 300 рублей, и за 1300 руб., и за 5300 рублей. У потребителей алкоголя есть два психологических порога: бутылка до 500 рублей и до 1 тысячи рублей. Если один или другой порог преодолен, дальше уже цена не играет особой роли.

— Ром — напиток для очень маленькой категории потребления в РФ. Есть три вида: белый, золотой и выдержанный. Выдержанный и золотой пьют в чистом виде. Белый используют для приготовления коктейлей. Судя по всему, ответственные ведомства отслеживают тенденции и по данным ЕГАИС видит, что категория «ром» растет. Видимо, россияне диверсифицируют свой «портфель» потребляемых алкогольных напитков и делают ставку на ром. 403 рубля за бутылку 0,5 — нормальная цена для дешевого невыдержанного рома.

Водка с 281 руб. до 299 руб.

Бренди с 375 руб. до 403 руб.

Коньяк с 517 руб. до 556 руб.

2018 г.    205 руб.

2019 г.    215 руб.

2020 г.    230 руб.

2021 г.    243 руб.

2022 г.    261 руб.

2023 г.    281 руб.

2024 г.    299 руб.

Источник