Выручка российских компаний рекордно выросла: эксперты призвали не спешить радоваться

Фото: Наталия Губернаторова

Как отмечает налоговая служба, в истории современной России выручка отечественных компаний впервые превысила столь высокий рубеж. По сравнению с 2021 годом она увеличилась вдвое: тогда было «всего» 655 триллионов рублей.

Слагаемыми успеха специалисты ФНС называют рост экспортной выручки – в основном от нефтегазовых доходов в 2022 году, восстановление потребительского спроса на товары и услуги, а также курсовую разницу рубля из-за его высокой волатильности.

Однако как бы статистика не жонглировала цифрами с 15 нулями, от перестановки мест слагаемых сумма, как говорится, не меняется. Ведь при том, что российские компании смогли показать столь впечатляющий результат по выручке, сама прибыль организаций увеличилась незначительно. С 30 трлн рублей в 2021 году до 31,1 трлн в 2022-м – то есть всего на 5,9%. А если учесть годовую инфляцию в минувшем году под 12%, то в реальном выражении прибыль и вовсе снизилась. Прибыль – напомним, это выручка (то есть все полученные доходы) за вычетом всех расходов компании.

Как такое расхождение в выручке и прибыли может быть, мы спросили у профессора Финансового университета при правительстве РФ Алексея Зубца.

– Я бы сказал, что это просто стечение обстоятельств, не более того.

– Год назад для России складывалась хорошая конъюнктура рынка нефти и газа, металла и всего остального. Мы поставили большое количество товаров за границу, а рубль сильно укрепился по отношению к доллару. На рынке было избыточное предложение валюты. Самые серьезные санкции против страны ввели к концу года, а прошлым летом мы могли продавать энергоносители без ограничений. Словом, минувший год для российских компаний сложился очень удачно, они хорошо заработали на международных сырьевых поставках. Отсюда и огромная выручка.

Плюс ко всему в России сильно подскочила инфляция, в результате чего рублевые цены тоже пошли в рост. Таким образом, рекордной выручке помогла еще и инфляция.

– Вслед за инфляцией стали расти внутренние издержки производства, которые и «съели» существенную часть прибыли.

– Конечно. Импортозамещение в свою очередь спровоцировало рост потребительских цен. Российская продукция, замещающая иностранные бренды, продается дороже, так как производству необходимо дальнейшее развитие. Если наша компания выходит на рынок, ей нужно позаботиться и о новых магазинах, и о дополнительных цехах. Все это деньги, издержки. Как их отбивать? Повышением цен. Импортозамещение – это здорово, но оно имеет побочный эффект: рост цен и выручки при снижении прибыли.

– Вряд ли. Цены на внешнем рынке сегодня значительно ниже, чем год назад. И нефтегазовые доходы по итогам первых пяти месяцев года значительно сократились. Такого результата по выручке точно не получится.

Источник