Вывоз ГСМ запретили, но цены на многих АЗС заоблачные — объясняем

Так называемый «временный запрет» на экспорт бензина и дизельного топлива пока никак не сказался на ценах на АЗС. В большинстве регионов РФ перебои с горючим, солярки нет на многих заправках даже в Московской области, хлеборобам по-прежнему нечего заливать в баки комбайнов и тракторов. При этом нефтяники ещё и огрызаются, грозят стране остановкой нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и тотальным дефицитом топлива.

57−58 рублей за литр 92-го бензина — такие цены наблюдались вчера на так называемых «независимых» АЗС московского региона, кое-где чуть поменьше — до 56 рублей. Но где-то уже вроде как видели и 59 рублей. На заправках вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) тот же бензин стоил 49,15 — 50 рублей. Такой разницы в стоимости топлива не было никогда.

Образовалась она просто: у ВИНК свои ГСМ, им ничего покупать не нужно, напрямую с НПЗ бензин и дизтопливо идут на АЗС. Тогда как «независимые» вынуждены приобретать топливо на бирже, у крупных компаний. Но те его туда не спешат выставлять, им гораздо выгоднее вывезти нефтепродукты за границу, прежде всего в недружественные страны — в Евросоюз и США.

«Нефтепродукты вывозились из РФ до введенного запрета через Турцию, Индию, Бразилию, Саудовскую Аравию. В этих странах потоки топлива не задерживались и направлялись в центры потребления — в ЕС. Сейчас, когда Россия полностью запретила экспортировать нефтепродукты, этот объем выпадает, что вызвало определенное подорожание ГСМ в ЕС», — объясняет независимый аналитик Дмитрий Лютягин.

Стоимость горючего в ЕС сперва, действительно, выросла на 5%, но потом странным образом отыграла почти всё назад. К чему бы это? Очень похоже на то, что вначале преобладали панические настроения, а потом все поняли, что всё будет хорошо.

Постановление от 21 сентября 2023 года № 1537 «О введении временного запрета на вывоз бензина товарного и дизельного топлива из Российской Федерации» гласит, что «временный запрет не распространяется:

а) на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в государства — члены Евразийского экономического союза в рамках индикативных балансов и (или) пр.

б) на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных межправительственных соглашений".

Вот это коротенькое «и пр.» даёт самые широкие возможности для всевозможных шахермахеров, равно как и ссылка на всякие межправительственные соглашения, коих существует вагон и маленькая тележка — на все случаи жизни.

Более того, наши «нефтяные бароны» явно не готовы поступиться хотя бы копейкой и уже начали откровенно угрожать. Не чиновникам — те их верные слуги, — а народу.

«Заградительная пошлина на нефтепродукты на коротком отрезке может сначала привести к излишку топлива на внутреннем рынке и снижению оптовых цен. Но последствиями этого станут снижение эффективности НПЗ и, соответственно, уменьшение объемов переработки. В результате подобного рода меры, если они недостаточно точно просчитаны, могут привести к дефициту на внутреннем рынке моторных топлив.

Цена на нефть и нефтепродукты на мировом рынке растет, при этом изменился курс рубля. Это привело к ситуации, когда нетбэк стал выше внутренних цен, что стимулирует различных трейдеров, экспортеров осуществлять закупки топлива на внутреннем рынке и отправлять на экспорт, получая при этом прибыль", — вещает глава вроде как государственной «Газпром нефти» Александр Дюков.

По-хорошему после таких слов в компании нужно устраивать «маски-шоу», а собственность фирмы национализировать. Кому де-факто принадлежит «Газпром нефть», непонятно, так как не ясны собственники самого «Газпрома». Судя по всему, у казны там давно нет контрольного пакета, равно как и в «Роснефти».

Того же дизтоплива, столь необходимого всей нашей экономике (по данным аналитического агентства «Автостат», дизельных легковушек в РФ всего 6−8%) в стране производится в два раза больше, чем его потребляют. Потребляют мало, так как очень дорого: если 20 лет назад солярка стоила на 20−30% дешевле 92-го, то сейчас всё наоборот. Хотя дизтопливо — не более чем побочный продукт при производстве бензина.

На многих заправках Московской области солярки вчера не было — на указателях цен стояли нули. Ничего не изменилось и на югах, в нашей житнице — топлива как не было, так и нет.

«Звонил сегодня родственникам — дизтопливо по 86−87 рублей, наливают не более 20 литров „в рыло“, сельхозтехнику не заправляют, в канистры тоже. Это там, где солярка есть, но она имеется на считанных АЗС, в основном тех, что на федеральных трассах. Вдали от шоссе пусто. Народ уже на грани, так как урожай пропадает. А не будет урожая — не будет ничего», — рассказывает уроженец Каменского района Ростовская области Михаил.

С момента введения запрета прошло уже три дня. Что изменилось? Ничего. Олигархический бизнес видит полное бессилие наших властей на международной арене и делает соответствующие выводы. То есть окончательно забивает на власть. А момент введения запрета, действительно, выбран крайне неудачный. Москву опять «нагнули». И предатели тоже сработали.

«В день ударов по Севастополю Лавров и Гутерриш согласовали в Нью-Йорке вывоз 2 млн тонн украинского зерна по новому коридору Украина-Румыния-Болгария. Кремль дал добро, Лавров согласовал. Что взамен и есть ли что взамен — неизвестно. Удары по Севастополю, видимо, в нагрузку», — отметил доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.

Российских миротворцев безнаказанно расстреливают в Карабахе — Москва молчит в тряпочку. Ереван обвиняет русских во всех грехах — ответ аналогичный. Украинцы лупят ракетами по штабам — ответки нет.

А столь любимая нашими властями «невидимая рука рынка» в виде топливной биржи продолжает свою деструктивную деятельность. Заправляют на ней ВИНК, больше ни у кого топлива нет, поэтому цены будут именно такие, какие они пожелают. Не выставят объёмы на торги — всё, цены опять уйдут в небеса. А чиновники разведут руками. Типа рынок-с…

«Налоговый маневр немедленно привел к болезненному скачку цен на бензин в России, так как фискальная нагрузка в его цене приблизилась к двум третям, доходя иногда до 70%. Но, главное — сделал убыточными все нефтеперерабатывающие заводы в России. Единственный крупный независимый НПЗ после этого немедленно обанкротился, а входящие в состав крупных нефтяных компаний, надавивших на государство, начали субсидироваться из бюджета в виде так называемого «обратного акциза». Величина субсидий в 2022 году превысила 2 трлн рублей.

Таким образом, одичалая офшорная аристократия превратила естественный центр прибыли любой экономики — нефтепереработку — в колоссальный центр убытков", — объясняет зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

Доля независимых АЗС, которые вынуждены отовариваться на этой самой олигархической бирже, составляет около 60%. Да, по объемам продаж на них приходится всего около 30%, а 70% ГСМ продают ВИНК. Однако именно «независимые» обеспечивают покрытие заправками большей части России. И все они сейчас несут колоссальные убытки, которые большинство фирм не вынесет.

Как несложно догадаться, в такой ситуации действенными могут быть лишь самые жёсткие меры. Даже жестокие. Без национализации нефтегазовой отрасли Россию продолжат сотрясать топливные кризисы, причём один хуже другого.

Источник