Алексей Серебряков сыграл усталого следователя

Кадр из фильма «Белый список». Пресс-служба фестиваля

С «Белым списком» произошла невнятица. После появления в «Новой газете» статьи о подростковых группах смерти Роман Волобуев — ныне режиссер и сценарист, а когда-то кинокритик, написал в соцсетях пост, взволновавший Алису Хазанову. Она в тот момент заканчивала работу над своим первым фильмом «Осколки».

«Мы поняли, что тема нас волнует. У меня две дочери, — рассказывает Алиса. — Я принадлежу к первому поколению родителей, столкнувшемуся с тем, что их дети проводят много времени в Интернете. Мы не понимали, что там можно жить, а наши дети уже проводили там много времени. В какой-то момент я поняла, что диалога на эту тему нет. Все немного бесконтрольно, и от этого иногда страшно.

Захотелось сделать фильм и понять, что происходит с целым поколением. Потом мы уже выбрали форму псевдодетектива. Фильм следует законам жанра, но не до конца. Есть еще и другой срез. Мы часто видимое принимаем за действительное и не можем понять сути происходящего».

Сценарий написал Роман Волобуев, используя знакомые фамилии. В частности, упоминается продюсер Никишов, и немногие зрители, обратившие на это внимание, могут только догадываться, зачем это сделано. Чем-то насолил сценаристу продюсер «Перевала Дятлова» и «Эпидемии».

Вспомнился давний показ на Роттердамском кинофестивале дебютной кубинской картины, где упоминался известный российский продюсер. Одна из героинь рассказывала о его сексуальных привычках. Вот это была месть так месть. Но кто это мог прочувствовать, кроме горстки российских кинокритиков? Так и тут.

«Белый список» — примерно такая же группа, как «Синие киты». Ее участники должны совершить 12 шагов, и последний должен привести к трагическому финалу. Действие происходит в 2015 году. Кто в ответе за гибель совсем еще юных девушек, в фильме ответа нет.

В разговоре Алиса Хазанова скажет, что виновато равнодушие. «Система таким образом формирует человека, что у него атрофируется эмпатия, способность понять, что происходит с человеком, который рядом с тобой. Это проблема не сугубо российская, а мировая. Говорить об этом боятся. Так устроен человек, что ему не хочется говорить о страшных вещах».

Свой фильм Алиса Хазанова в большей степени адресовала родителям. Это сознательный художественный выбор. Съемки проходили в Подольске, застройка которого авторам фильма показалась геометрически интересной, создающей образ жизни в муравейниках. Большие дома там доминируют в сознании людей.

Именно в Подольск выезжает прямо-таки ролевая пара следователей, которым предстоит разобраться в обстоятельствах гибели девушек из вполне благополучных семей. Один следователь — усталый, со стажем, в исполнении Алексея Серебрякова. По словам Алисы Хазановой, его герой немного устал от профессии, но находит в себе силы оставаться порядочным человеком и выполнять свой долг. Серебряков переиграл массу аналогичных героев.

Второй следователь молод и готов в любой момент приударить за симпатичной девушкой, будь она хоть фигуранткой уголовного дела. Его сыграл Владимир Аверьянов. С молодым следователем произойдет странная метаморфоза. Он потеряет все, хотя подавал надежды, превратится в расплывшееся существо (тут уж гримеры постарались). Однако одержимости в расследовании деятельности групп смерти не утратит. По словам режиссера, за содействием к правоохранительным органам не обращались, но консультанты по обращению с оружием все-таки были.

В картине снимались молодые актрисы, замеченные европейскими фестивалями: Анастасия Красовская получила в Локарно за «Герду» Наташи Кудряшовой актерскую награду. Виктория Мирошниченко благодаря «Дылде» Кантемира Балагова стала номинанткой Европейской киноакадемии.

Алексей Серебряков сыграл усталого следователя

Кадр из фильма «Русские сны». Пресс-служба фестиваля

Антон Елисеев в полнометражном дебюте «Русские сны» далеко ушел от относительно жизнеутверждающей короткометражки, принесшей ему главный приз на «Кинотавре» в коротком метре. Там двадцатилетняя Лида пила прокисшее пиво, страдала от любви, готова была суп сварить на неделю и есть его с бойфрендом, подобно собакам (это особенности ее мышления). Тоже, в общем, мрак.

Художественным руководителем «Русских снов» стал Александр Сокуров. Это история подростка Коли, после смерти матери оказавшегося в деревне у бабушки, куда его определили органы опеки. В деревне со страхом ждут возвращения отца Коли из мест лишения свободы. Однако папашу, несущего одно лишь зло, мальчик и его брат Ваня больше не увидят.

Свой сценарий Антон Елисеев отправил на конкурс дебютов «Пример интонации», которым руководит Сокуров, и получил поддержку, снял в Свердловской области фильм о репродукции зла.

Юного героя ничего хорошего не ждет: вырастет — будет как отец. Лучший выход, по словам режиссера, — бегство. «Кто-то убегает физически, кто-то внутрь себя. Все мы убегаем от чего-то. Он был злым подростком, который дерется, наверняка пьет, курит. А его брат Ваня не был таким, но подвергался насилию (сексуальному в том числе. — С.Х.) со стороны отца, — рассказывает Антон Елисеев. — Если вы отъедете на 150–300 км от Екатеринбурга, то в любой деревне будут такие персонажи. Сто процентов.

Я вырос в такой деревне, где с малолетства бухают, курят, дерутся, ведут животное существование. Когда мне исполнилось 20 лет, то на мой день рождения покончил жизнь самоубийством парень. Так он поздравил меня. Мы выпивали, уснули, а когда проснулись, нам сообщили, что он мертвый на чердаке».

В картине снимались актеры из «Коляда-театра»: Тамара Зимина сыграла бабушку, Олег Ягодин — почти инфернального поджигателя. Участвовали и непрофессиональные актеры, в частности в роли насильника-отца. По типажу — спорный выбор. Юных актеров активно занимали физически. Чтобы раскрепостить Влада, сыгравшего Колю, на начальном этапе съемок давали ему много физического действия. Юру, который сыграл Ваню, отправили на неделю в деревню колоть дрова.

Начинающая сценаристка после показа высказала мнение о том, что в России много темного кино, почему бы не снять что-то позитивное. Вот она пишет «о хорошем, об успешных людях из хороших семей, которые живут в достатке». «Вы не хотите снимать про тех, у кого все классно и они живут в России?» — задала она вопрос. И получила ответ: «Любой фильм — это мироощущение. Все зависит от взгляда на мир. Чтобы вернуться в жизнь, нужно активно и много работать над собой. А у моих героев выхода нет. Они живут в глубочайшем сне, абсолютной неосознанности. У них два пути — либо медленно себя убивать, либо быстро. А в жизни все решаемо. Она большая».

Теперь принято задавать вопрос о референсах, о том, чем вдохновлялся режиссер. Кажется, что в случае Антона Елисеева — фильмами Сергея Лозницы, тем более что снимались у него тоже актеры из «Коляда-театра». Выяснилось, что источником вдохновения стал «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо. Кому-то показалось, что «Русские сны» — попытка решить свои внутренние проблемы.

Источник