Драматургию Пушкина в черно-белых иллюстрациях показали в главном музее поэта

Иллюстрации и суперобложка советского издания исторической драмы

Фото: Иван Волосюк

Перу Пушкина принадлежат пять завершенных драматургических произведений: драма «Борис Годунов», четыре «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы»), а также пьеса «Русалка», считающаяся незаконченной. Плюс ряд драматических набросков — но о них речь не идет.

Фразы практически из всех этих текстов стали крылатыми, наиболее известны из них «мальчики кровавые в глазах» и «народ безмолвствует» — вторая из финала «Бориса Годунова». Советский график Владимир Минаев в 1988 году изобразил сцену молчащей толпы, которой бояре-изменники предлагают приветствовать «самопровозглашенного» «царя» Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I), максимально аскетично. Напряженные лица в головных уборах, указывающих на принадлежность к разным сословиям — в общем, как сказал бы Мандельштам, «бугры голов», а над ними — копья и двуручные секиры. И тучи, выведенные, как и вся картинка, углем по бумаге.

Драматургию Пушкина в черно-белых иллюстрациях показали в главном музее поэта

Священник обращается к пирующим на площади

Фото: Иван Волосюк

Так получилось, что все иллюстрации к пьесами и мини-пьесам Пушкина, выставленные в «садовом домике» особняка на Пречистенке, оказались черно-белыми — это или сознательный ход художников, или следствие выбранной ими техники. Но монохромность задает нужный тон: все-таки тексты классика замешаны на гибели.

Например, ксилография «Священник обращается к пирующим» гравера Федора Константинова (1977) отражает не самую оптимистическая часть «Пира во время чумы» (название пьесы, кстати, стало фразеологизмом). Умирающий город. Люди, сидящие за столом, дружно пенят бокалы. Служитель церкви напрасно увещевает их:

Безбожный пир, безбожные безумцы!

Вы пиршеством и песнями разврата

Ругаетесь над мрачной тишиной,

Повсюду смертию распространенной!

Средь ужаса плачевных похорон…

Рука священника поднята. Небо грозно. Фасады домов и улица покрыты серо-черными тенями. Таким мы видим мир пьесы, заключенный в листе бумаги.

Драматургию Пушкина в черно-белых иллюстрациях показали в главном музее поэта

Народ безмолвствует

Фото: Иван Волосюк

Некоторая веселость, свойственная «Моцарту и Сальери», где черные мысли прогоняют с помощью шампанского и комедий Бомарше, опять-таки отравлена душегубством. Будущий убийца, чтобы позабавить Моцарта, приглашает слепого скрипача сыграть для него (ксилография Константинова, 1977), но следующая иллюстрация — 1937 года, созданная И.Ф. Рербергом в разгар Сталинских репрессий — это трагический финал. «Постой, постой!.. Ты выпил… без меня?», выпил из бокала с ядом — это фраза Сальери, который, в трактовке Пушкина, не просто убивает гениального композитора, но хочет оборвать и свою жизнь, разрешив неразрешимый бытийный конфликт.

Правдивость хохмы из соцсетей о русской литературе, где все герои к концу книги умирают — может быть легко доказана с помощью выставки, попавшей в поле нашего зрения. Итак, список мертвецов: Моцарт, участники «чумового застолья» (в перспективе), Дон Гуан из «Каменного гостя» (а вы бы не умерли, если бы к вам явилась каменная статуя?), действующие лица «Бориса Годунова» — массово. 

Драматургию Пушкина в черно-белых иллюстрациях показали в главном музее поэта

Скупой рыцарь и его богатство

Фото: Иван Волосюк

Молодая дочь мельника Наталья, героиня «Русалки» — бросилась в воду, не стерпев любовной драмы, но стала «русалкою холодной и могучей», помышляющей о мести — а это едва ли полноценное существование. «В общем, все умерли», как говорил персонаж Абдулова в фильме «Формула любви».

Не может стать над смертью даже «Скупой рыцарь», заточившийся в подвале со своим богатством. Казалось бы, на гравюре невозможно показать сияние груды монет — это тот случай, когда на золотых кружочках точно нет «не крапа золота», но советские мастера ломают данный «степеотип».

Драматургию Пушкина в черно-белых иллюстрациях показали в главном музее поэта

Моцарт слушает слепого скрипача

Фото: Иван Волосюк

И да, на такие выставки нужно приходить подготовленным: знать тексты-исходники и любить Пушкина, фанатично его любить, иначе все это покажется россыпью случайных изображений.

Источник