Лиза Янковская, как ребенок, забралась на стул и прочитала стихотворение перед премьерой

Лиза Янковская в роли пермской балерины. фото: Пресс-служба фестиваля

«Фрау» — простая и понятная картина про любовь, сильно отличавшаяся от излишне сложных поисков многих других, представленных в конкурсе «Маяка». В режиссуру Любовь Мульменко пришла из сценаристов. В этой профессии она стала модным автором, хотя не в этом суть, а в том, что она мастер диалога, тонко умеет передать сложные состояния. Мульменко написала сценарии фильмов «Комбинат «Надежда» Наталии Мещаниновой и «Еще один год» Оксаны Бычковой, участвовавших в Роттердамском кинофестивале, «Верность» и «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой (последний показали в Сан-Себастьяне). Для «Купе N6» финского режиссера Юхо Куосманена писала русские диалоги, стала соавтором сценария «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Обе картины награждены на Каннском фестивале. Недавно на «Короче» в Калининграде мы увидели снятую в Грузии «Нину» Оксаны Бычковой опять же по сценарию Любы Мульменко.

«Фрау» — ее вторая режиссерская работа после дебютного «Дуная», снятого в Сербии и получившего награду кинокритиков «Белый слон». С новой картиной связывалось много ожиданий, но история вполне обыденной и в то же время диковинной любви принесла легкое разочарование. Однако спустя несколько дней появилось послевкусие, а это дорогого стоит.

Главный герой Ваня — чудаковатый парень, ретро-человек, мечтающий о создании семьи. Он работает в магазине «Охотник и рыболов», ходит с друзьями на рыбалку. В морозилке у него хранится тетрадка под названием «Ледяная сказка». Ваню сыграл Вадик Королев — удивительный артист и певец из группы OQJAV, для которого съемки во «Фрау», как он сам признался, стали душеспасительными. Вадик говорит, что каждую секунду понимал, где находится, имея в виду Пермь — свой родной город. Он дебютировал в картине «Человек из Подольска» Семена Серзина и был там настоящим открытием. Все последующие роли — как ее отголоски. Лучшее у него еще впереди. Ко всем женщинам Ваня обращается как к фрау. Как же иначе? Ваня считает: «Женщина — высшее существо, и я обязан ей служить как положено». И тут же произносит: «Если честно, на рыбалку охота». Люба Мульменко владеет нюансировкой, ее диалоги точны и очень забавны, о каких бы серьезных вещах ни шла речь.

Балерина Пермского театра оперы и балета вступает в такой диалог: «Я замуж выхожу». — «За хорошего человека?» — «За святого практически». Святой — это Ваня. Попав однажды на «Жизель», он увидел свою «прекрасную даму» — балерину Кристину, которую сыграла хрупкая Лиза Янковская. Он приносит ей букетик васильков, читает краткую лекцию у служебного входа о том, что васильки бывают синие и красные. Потом еще раз приносит васильки и быстро пытается убежать. И убежал бы, если бы Кристина его не задержала, а без этого ничего бы и не было.

Так начинается их странный роман. Кристина живет с бабушкой (Людмила Чиркова) и мамой (Инга Оболдина) — одинокими женщинами, а такая перспектива ее не привлекает. Отношения Кристины с врачом и чужим мужем (убедительная работа Алексея Розина, к которому прицепилось амплуа женатого ухажера) бесперспективны, а так хочется семейного счастья. К тому же век у балерины короткий. Что дальше? Полная неизвестность. А Ваня не такой, как все, странный, конечно, но что за беда. Он надежный и основательный, слушает старые пластинки, перечитывает «Легенду о Тиле». Его квартира, доставшаяся от бабушки, старомодная, но зачем менять мебель, если она еще крепкая. Так и хочется добавить: «Сделана в СССР».

Кристина переедет к своему нелепому избраннику с чудовищным плюшевым тигром, попытается обустроить быт. Она тоже не такая, как все, — нервная, демоническая и очень красивая. Они не пара на первый взгляд. Как сложится их судьба, можно только гадать. Иногда легче расстаться, чем быть вместе. Ваня оставит записку возлюбленной: «Я соскучился быть один». Так что финал открытый — можно размышлять.

Источник