На Венецианской архитектурной биеннале куча стала символом настоящего и будущего

Куча-победительница из Бразилии.

Фото: Светлана Хохрякова

В Венеции завершился 80-й Международный кинофестиваль. В отличие от других мировых киносмотров он является еще и структурным подразделением Венецианской биеннале и тесно с ней связан. Параллельно показу фильмов проходила 18-я Архитектурная биеннале, которая оказалась более представительной по количеству участников из самых экзотических стран, но не по художественным открытиям. Можно сказать, что архитектурой там и не пахло, хотя образцы высокотехнологичных материалов в некоторых павильонах источали зловоние. «Золотого льва» в области архитектуры получила живописная бразильская куча из пластика.

Куратором 18-й Венецианской архитектурной биеннале впервые стала темнокожая представительница архитектурного сообщества — афрошотландка Лесли Локко. Ее корни — в Гане. Она не только архитектор, но еще и писатель, автор необременительных бестселлеров. Соответственно, в фокусе биеннале оказалась Африка, чего не скажешь о кинофестивале, у которого совсем другие приоритеты. Почему именно к Африке обращены взоры не только в Венеции, но и в России? Да потому что она молодая и динамичная в отличие от усталой Европы, и там всегда найдется место для эксперимента.

На территории биеннале установлена массивная колонна из черного испанского мрамора, символизирующая некую идентичность и послание миру о том, как трудно быть черным. Любопытно, что создавалась она изначально при помощи искусственного интеллекта. Нынешняя Архитектурная биеннале организована как «Лаборатория будущего». Арт-биеннале, которая сменит ее через год, пройдет под названием «Повсюду иностранцы».

Для того чтобы увидеть работы архитекторов, художников и дизайнеров, не обязательно идти в привычные для биеннале павильоны в садах Джардини и на Арсенале. Многое представлено в парках, соборах, палаццо. В этом году освоили несколько тихих объектов на удаленном от туристических путей острове Святого Петра. Специально искать ничего не надо. Гуляя по городу, непременно наткнешься на арт-представительства разных стран.

В основном посетителю предлагаются открытые для воображения пространства без намека на архитектуру. Зато много схем, чертежей, посвященных соотношению уровня потребления и жизни в разных странах, глобализации и всемирного потепления. Есть и макеты городов будущего из акрила, напоминающие космические объекты. На одном из стендов соседствуют показатели Мексики и Польши, которые в принципе трудно сравнивать. В испанском павильоне исследуется культура потребления продуктов питания. Богато представлены строительные материалы новой формации. Иногда целые павильоны наполнены такими образцами со специфическим запахом, так что поскорее хочется выскочить на свежий воздух из ядовитого пространства.

И если главная кинематографическая награда «Золотой лев» досталась фильму «Бедные-несчастные» греческого режиссера Йоргаса Лантимоса, в последние годы снимающего на английском языке и с международным кастом, так что точно не скажешь, какая страна лидирует, то «Золотого льва» Архитектурной биеннале получила прежде всего Бразилия за лучший павильон 2023 года. В нем представлена экспозиция «Земля». Кураторы Габриэла де Матос и Пауло Таварес рассматривают Бразилию как землю. А это и почва, и определенная территория, и планета в целом. Земля хранит память. Без нее нет будущего. Посетители ходят по земле, изучают традиции и религию коренного народа киломбола африканского происхождения.

Постсоветские республики разбросаны по городу. Разве что в Арсенале представлен латвийский супермаркет и стена узбекского дома. Экспозиция из Риги напоминает картонный домик. Это супермаркет в натуральную величину, где нет людей, а товары в витрине лишены объема. Жутковатое ощущение. Павильон Узбекистана практически лишен света и почти целиком отдан под стену дома, закрытого от посторонних глаз. Подсвечены только немногочисленные вкрапления бирюзовых кирпичей. Проект, созданный при участии известной франко-марокканской компании, отсылает к дизельной станции начала прошлого века, преобразованной в Центр современного искусства.

Эстонский павильон расположился у выхода из Арсенала. Его экспозиция Home stage состоит из ничем не примечательных комнат, обставленных самой обычной мебелью. Входя в квартиру, надо оставить обувь у порога во дворике. Сопровождает это домашнее путешествие интересная брошюра, где прямо-таки по-философски описываются комнаты, кухня, ванная, предметы обстановки, то, чем дом твоего детства отличается от съемного жилья, порождающего почти гамлетовский вопрос: «Платить или не платить?»

На Венецианской архитектурной биеннале куча стала символом настоящего и будущего

Экологичный финский туалет

Фото: Светлана Хохрякова

В экологичном финском павильоне выставлен биотуалет с сухим «смывом». Бахрейн продемонстрировал, как можно комфортно жить, когда градусник зашкаливает от жары. Небольшие искусственные водоемы с растениями способны спасти от теплового удара.

Известный израильский кинорежиссер Амос Гитай, до недавнего времени единственный, кто представлял израильское кино на Венецианском и Каннском кинофестивалях и чьи фильмы связаны с арабо-израильским конфликтом, имеет архитектурное образование. Однако на биеннале он представил свои кинематографические возможности, показав видео о том, как уживаются рядом люди разных поколений и национальностей. Глобально они способны дружно жить не только в одном доме, но и на одной земле. Таким образом Гитай призвал всех к миру и согласию.

На Венецианской архитектурной биеннале куча стала символом настоящего и будущего

Болгарская школа из прошлой «тьмы».

Фото: Светлана Хохрякова

В болгарском павильоне, расположившемся в старинной городской постройке со сводами, представлен проект «От темноты к свету». Там восстановлен узнаваемый школьный класс, правда, не с партами, а со старенькими столами, доской времен СССР и Лениным на стене, спортивный снаряд «козел», через который прыгало не одно поколение советских и болгарских учеников. Все это словно покрыто паутиной.

На Венецианской архитектурной биеннале куча стала символом настоящего и будущего

Золотистый ковер из пластика привезен из Ганы.

Фото: Светлана Хохрякова

Пожалуй, самая запоминающаяся инсталляция — подвесной ковер из квадратов золотисто-желтой кожи, изготовленный художником, фотографом и скульптором из Ганы Сержем Аттквей Клотти. Он колышется в полутьме над бурой водой под сводами колоннады на самой окраине Арсенала и действует магическим образом. Можно стоять и смотреть часами. Сержу нет и сорока. Он получил образование в университетах Бразилии и Великобритании и в своих работах часто использует пластик желтого цвета, который позволяет создавать самые разные конструкции. Такая Африка завораживает.

Источник