Продюсер сериал «Шпион» Михаил Хлебородов рассказал о съемках и шлейфе Безрукова

Сергей Безруков и Ольга Виниченко. Фото: пресс-служба первого канала

Сергей Безруков играет в сериале аналитика ФСБ Андрея Рыбина, который оказывается американским шпионом. Впрочем, как в последнее время принято выражаться, не все так однозначно. Герою Безрукова предстоит разобраться, кто же он на самом деле, а заодно спасти собственную семью.

Главной движущей силой сериала стал продюсер Михаил Хлебородов. Для тех, кто увлекался музыкой в девяностые, Михаил — своего рода человек-легенда. Как режиссер он снял поистине прорывные по тем временам музыкальные видео, во многом определившие имидж Алены Свиридовой, Богдана Титомира, группы «Мумий Тролль» и десятков других артистов. Со временем Хлебородов начал снимать полный метр («Параграф 78», «Курьер из рая»), а потом и сериалы («Временно недоступен», «Волшебник»). «Шпион» стал для него продюсерским проектом, однако в данном случае под термином «продюсер» подразумеваются куда более широкие полномочия.

Продюсер сериал «Шпион» Михаил Хлебородов рассказал о съемках и шлейфе Безрукова

— Я все это сам изначально придумал и потратил немало времени для того, чтобы найти людей, которые смогут написать сценарий, — говорит Михаил Хлебородов в беседе с «МК». — Пришлось поискать, потому что Юлианы Семеновы у нас сейчас в дефиците. К тому же сам сюжет, в котором Америка, Россия, шпионы… Были сомнения, что каналы такое примут. Но в итоге на свой страх и риск решили делать, нашли автора сценария Олега Тимошишина, который прекрасно справился.

— Меня заинтересовал не столько сам жанр, сколько отклонения от него. Шпионский детектив подразумевает поиск врага, и обычно до самого финала непонятно, кто он. У нас уже во второй серии все понятно. И речь идет не о расследовании, а о человеке, который оказался в непростых обстоятельствах. В какой-то момент для него меняется понятие «родина». По его же словам, это не Америка, где он родился, а место, где есть люди, которых он любит. Главный герой словно зажат между двух огней, и ему все время приходится делать выбор: как нужно поступить, чтобы жизнь осталась прежней, чтобы не потерять то, что уже есть.

— К сожалению, вы правы. За рамки давно обозначенных границ действительно многим тяжело выйти. Прежде всего в ментальном смысле. У меня все получилось случайно. Я был на дне рождения у подруги, и там мы смотрели израильский сериал «Родина», который потом переделали американцы. Это очень неординарный фильм, и там тоже речь идет о человеке, попавшем в непростые обстоятельства. Меня такой сюжет зацепил, и прямо на дне рождения словно сверху спустилась идея того, как можно все сделать здесь и по-своему. Случилось это лет семь назад, и прошедшее с тех пор время было потрачено, чтобы довести идею до экрана.

— Обычно я не лезу к режиссерам с советами. Задача продюсера — найти правильных людей для того, чтобы они довели идею до конца, и не мешать им работать. Изначально я, конечно, все делал под себя и хотел снимать сам. К сожалению, на момент, когда все было готово к запуску, мое состояние здоровья не позволило войти в этот непростой проект как режиссеру. О чем я очень жалею. Конечно, когда снимает другой человек, то и получается по-другому. Но мне нравится, как все выглядит, как снято, как играют актеры. По-моему, это отличается от привычной для многих каналов сериальной подачи.

— Да, можно сказать, что он один из соавторов. Мы встречались и обговаривали сюжет еще до того, как началась работа над сценарием.

— На мой взгляд, это больше человеческая история, чем шпионская. И главным было его актерское дарование, а не способность играть шпионов.

— Я об этом не думал, потому что если сомневаться по такому поводу, то лучше вообще не снимать. Конечно, у популярного актера есть шлейф ролей, но он не должен мешать ему играть другие образы. Представляете, какой огромный шлейф у Де Ниро или Аль Пачино! Но вряд ли Скорсезе сомневался, снимать ли ему Де Ниро в «Казино», потому что у него остался шлейф от роли в «Таксисте». Хорошие актеры должны уметь перевоплощаться и делать что-то новое и интересное.

— Были, конечно, пробы. Для нас был важен вопрос женственности и, конечно, чтобы семья в кадре выглядела семьей. Ольга играет прежде всего жену, которая двадцать лет ждала, что муж уйдет на пенсию, но в тот же день, когда он вроде бы уходит в отставку, его возвращают на службу. Для нее это страшный удар, и непонятно, сохранится у них семья или нет. И в этом тоже интрига.

— Изначально сценарий предполагал десять серий, и в какой-то момент стало понятно, что все придется уместить в восемь. Но когда речь не о платформе, а об эфирном телевидении, серия не может быть продолжительностью час или час десять, как у нас получалось. Здесь все строго: от сорока девяти до пятидесяти двух минут. Понятное дело, никто не будет снимать для того, чтобы потом это выбросить. Пришлось довольно быстро сокращать сценарий. Это был непростой момент, но режиссер и автор сценария справились. В итоге ушла более расширенная линия отношений дочки главного героя с парнем, который торговал наркотиками. Но основная ее суть все же осталась. Пришлось также пожертвовать некоторыми персонажами.

— Это китч в стиле Григория, на самом деле все происходило совсем по-другому. Я начал снимать рекламу и музыкальные видео с 1988 года, то есть практически стоял у истоков движения. Мы все были в гуще событий. Если что-то снимал Федя Бондарчук, то все клипмейкеры там тусовались, если снимал я, то приезжали ко мне, каждая съемка была событием. Сам фильм я посмотрел с удовольствием, но он не дает представления о том, как мы тогда жили.

— Есть, и она прямо смертельная. Сейчас мы просто работаем, а тогда делали будущее из ничего. Уже нет такой музыки и таких артистов, настоящих самородков. Сейчас все продюсерское, а самодостаточные люди, работающие до сих пор, все из девяностых. И клипы уже не клипы, а веселые картинки.

Источник