Раскрыты секреты фильма «Служили два товарища»: Высоцкий снялся в «постельной сцене»

Кадр, не вошедший в фильм: поручик Брусенцов верхом на Абреке въезжает в зал ресторана.

Фото: Кадр из фильма

В сценарий «Товарищей» попали в том числе и реальные военные события, среди которых несколько по-своему уникальных.

Известно, что авторы изучали мемуары участников штурма Перекопа, а также воспоминания о событиях тех дней в белогвардейском Крыму.

Один из создателей сценария, Валерий Фрид, позднее рассказывал:

«К нам пришел Женя Карелов и говорит: «Ребята, скоро будет юбилей Перекопа, давайте сделаем картину — там же масса интереснейших вещей была. Я вот недавно читал мемуары…» И рассказывает нам… истории, которые один к одному вошли потом в картину. Как офицер пристрелил своего приятеля, потому что принял зажигалку за пистолет…»

А вот запоминающийся своим трагизмом и безысходностью эпизод в конце фильма, когда офицеры во главе с полковником, отступая под натиском красных, оказываются прижаты к морю и уходят в его волны, погружаясь все глубже и глубже.

В реальности очень похожий случай был во время Второй мировой войны. Зимой 1945-го советские войска окружили немецкую группировку в районе Данцига. Часть гитлеровцев смогла эвакуироваться на пароходах, но другие так и остались на все сужающемся пятачке у Балтийского берега. Сохранились воспоминания очевидцев о том, как группа солдат и офицеров СС, не желая сдаваться, предпочла верную гибель: они — в форме, с оружием — пошли по воде прочь от берега.

Была основана на подлинных событиях и история с полетом Некрасова на самолете для съемки позиций противника.

Ретролетчик

Факты из хроники военных событий Гражданской войны.

1 июня 1920 года красному военлету Николаю Васильченко впервые удалось выполнить воздушную фоторазведку. На самолете «Ньюпор-23» он пролетел вдоль Турецкого вала, занятого белыми, и заснял с высоты на фотоаппарат перекопские укрепления противника. «Этажерка» при этом подверглась обстрелу с земли, у самолета в какой-то момент даже остановился мотор. Полная аналогия с фильмом! Но в реальности события разворачивались не столь трагически. Васильченко все-таки сумел спланировать на «Ньюпоре» через линию фронта и совершил жесткую посадку уже на своей территории. Отважный авиатор выжил и был награжден орденом Красного Знамени.

Раскрыты секреты фильма «Служили два товарища»: Высоцкий снялся в «постельной сцене»

Главные герои фильма и летчик Вадим Шавров.

Фото: Кадр из фильма

А ровно через пять месяцев после этого, 1 ноября 1920-го, произошла история, еще более напоминающая сюжет фильма. Экипаж в составе летчика Ганса Кирша (этот венгр воевал в рядах Красной Армии, причем умудрялся летать даже после частичной ампутации ноги, пользуясь протезом) и наблюдателя Петра Доброва на двухместном самолете «Эльфауге» произвел аэрофоторазведку укреплений Перекопа, штурм которых должен был скоро начаться. Получившиеся в результате снимки Добров потом показывал и комментировал командарму М.В.Фрунзе.

Как видим — очень похоже на события из картины Евгения Карелова. С той лишь разницей, что реальные герои снимали позиции противника на фотоаппарат, а Некрасов — на кинокамеру.

Еще один интересный момент связан с воздушными эпизодами из фильма. Как объяснил корреспонденту «МК» знаток авиационной ретротехники Артем Пономарчук, герои Янковского и Быкова летят на «этажерке», похожей на реально существовавшую в годы той войны модель самолета. Это «Фарман HF.30» — двухместный биплан с расположенным позади кабины толкающим винтом. «Такие машины, выпуск которых начался с 1915 года, союзники-французы поставляли нам. Именно они стали в предреволюционное время самой распространенной моделью самолетов, имевшихся на вооружении Императорского военно-воздушного флота. Но на экране мы видим, конечно же, не подлинный экземпляр. Это реплика, сделанная специально для съемок в фильме и в общих чертах воспроизводящая внешний вид старого «Фармана».

Теперь обратим внимание на третьего участника воздушной разведки — летчика. На первый взгляд выбор исполнителя роли не слишком удачен. Сразу бросается в глаза, что человек уже весьма пожилой. Но ведь это противоречит исторической правде. Дело происходит в 1920-м, русская авиация зародилась буквально 10 лет назад, а первые полеты совершали молодые офицеры, которые ко времени событий, показываемых в фильме, еще не успели достичь пенсионного возраста. А здесь — настоящий ветеран, хотя и очень колоритный.

Как же так? Секрет открывается просто: кинематографической «этажеркой» управляет один из заслуженных специалистов отечественной авиации — 70-летний Вадим Шавров. Он был в числе организаторов советской гражданской авиации, участвовал в работе первых пассажирских воздушных линий. Потом стал авиаконструктором, автором нескольких моделей самолетов-амфибий, которые даже получили именное обозначение в честь своего главного создателя — например, Ш-2 (ее называли в обиходе ласково — Шаврушкой). Этих крылатых машин было выпущено в 1930-е несколько сотен штук.

В послевоенные годы Вадим Борисович стал признанным специалистом в области истории советской авиации, подготовил двухтомный справочник… Вот такого знатока-профессионала Карелов пригласил участвовать в съемках фильма.

Раскрыты секреты фильма «Служили два товарища»: Высоцкий снялся в «постельной сцене»

Валерий Фрид в роли полкового врача Семена Марковича.

Фото: Кадр из фильма

Сыграл собственного отца

Авторы фильма «засветились» в некоторых сценах.

Например, Валерий Фрид снялся в эпизодической роли врача, читающего красноармейцам лекцию на санитарно-гигиеническую тему, причем в стихах. Здесь сценарист изображает перед камерой фактически собственного отца, даже зовут его героя точно так же.

Семен Маркович Фрид в годы Гражданской служил медиком в одной из частей РККА. Стремясь всячески просвещать красноармейцев в такой актуальной тогда области, как личная гигиена, он — чтобы смысл рассказываемого лучше дошел до простых солдат — даже сочинил две «лекции в стихах». Молва о «докторе-поэте» дошла тогда до наркомвоенмора Льва Троцкого, которому особенно понравились строки про борьбу со вшами. Именно этот фрагмент и звучит в эпизоде фильма: «Сколько горя и обиды терпим мы от всякой гниды!»

Самые зоркие из кинозрителей смогли заметить на экране и промелькнувшего в совсем коротенькой сцене режиссера «Двух товарищей» Евгения Карелова. В начале фильма Некрасов, ожидая, когда его вызовет командир полка, прохаживается возле штаба мимо троих развеселых красноармейцев, заинтересовавшихся надписью на его штанах. Крайний справа из этих любознательных товарищей — как раз Карелов.

Вот песня прилетела…

В числе самых узнаваемых фрагментов этого фильма — даже не кадры из него, а кусок фонограммы. Песня, слова которой использованы в названии картины, — «Служили два товарища». Ее напевает сперва один главный герой — «съемщик» кино Андрей Некрасов, а потом и второй — его помощник красноармеец Иван Карякин (он хоть и называл сперва песню «идеологически вредной», но потом сам ею заразился).

Исследователи обнаружили у незамысловатой песенки интересную «родословную». Есть, оказывается, вероятность полагать, что в основе — популярная у немецких солдат песня «Der gute Kamerad» («Хороший товарищ»), или иначе, по первой строчке — «Ich hatt’ einen Kameraden» («У меня был товарищ»). Стихотворение, ставшее текстовой ее основой, было написано еще в 1809 году поэтом Людвигом Уландом, а на музыку его положил в 1825-м Фридрих Зильхер.

Вот фрагменты перевода:

У меня был товарищ…

Он шел вместе со мной…

Прилетела пуля…

Она вырвала его,

Он лежит у моих ног,

Как будто это часть меня…

Во время Первой мировой эту песню якобы переняли от немцев русские солдаты, но перевод текста был сделан весьма вольный, да еще и стихотворный размер при этом изменился (в качестве автора некоторые источники упоминают поэта и переводчика Абрама Арго), так что пришлось под него подлаживать иную мелодию.

Раскрыты секреты фильма «Служили два товарища»: Высоцкий снялся в «постельной сцене»

Подвиг Абрека.

Фото: Кадр из фильма

«А он плыл, изнемогая»

Очень яркими стали эпизоды в конце фильма — кадры поспешной эвакуации морем белогвардейцев из Крыма. Поручик Брусенцов вынужден оставить на берегу своего коня, а сам все-таки пробивается на борт одного из последних отчаливающих пароходов. Но Абрек остается верен хозяину, он прыгает с пирса в море и с тревожным ржанием плывет за уходящим судном.

Удалось найти упоминания о том, что роль четвероногого героя исполнил жеребец Гончар, который «служил» в уникальном подразделении Советской Армии — 11-м отдельном кавалерийском полку. Эту спецчасть сформировали в начале 1960-х по инициативе режиссера Сергея Бондарчука, снимавшего киноэпопею «Война и мир». С 1965 года полк дислоцировался неподалеку от подмосковного поселка Голицыно. Оттуда Гончара и еще нескольких его четвероногих соратников отвезли в южные края — для участия в фильме «Служили два товарища».

Животное было выдрессировано, подготовлено к экстремальным условиям съемок батальных сцен, но его еще пришлось специально учить прыгать в воду с высоты.

Многие удивляются: возможно ли лошадь заставить совершать подобные подвиги? Доводилось читать рассуждения о том, что данные кадры в фильме — это комбинированные съемки, монтаж. На самом деле все происходило «по-честному». Гончар действительно прыгал в море и плыл прочь от берега.

У смелого коня были, оказывается, предшественники, которые задолго до него совершали куда более фантастические трюки. Еще в 1881 году американец Уильям Карвер стал выступать с шоу-программой, в ходе которой специально натренированные им лошади вместе с всадниками прыгали с 12-метровой высоты в бассейн с водой. Это привлекало толпы зрителей.

Как полагают некоторые ценители фильма Евгения Карелова, сама идея снять трагическую сцену с безнадежной попыткой лошади не расстаться с уплывающим на корабле любимым хозяином-офицером была подсказана авторам фильма стихотворением одного из поэтов-эмигрантов. Речь идет о Николае Туроверове — офицере, сражавшемся в войсках Врангеля и вынужденном покинуть Крым во время знаменитого великого исхода белой армии в 1920 году на одном из судов. Позднее, в 1940-м, он написал об этом пронзительное стихотворение:

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня.

Я с кормы все время мимо

В своего стрелял коня.

А он плыл, изнемогая,

За высокою кормой,

Все не веря, все не зная,

Что прощается со мной…

«Белогвардейцы не должны так любить»

Фильм не избежал серьезного «обрезания» благодаря вмешательству цензуры.

Авторам пришлось сильно сократить сцены с участием Владимира Высоцкого. Сам актер-бард говорил потом:

«Роль, которую я там сыграл… к сожалению, от нее осталась третья часть. Даже по этой части, кто видел, может судить, что это был очень интересный образ… Я думал, что это будет лучшее, что мне удастся вообще сыграть когда-нибудь в кино. И так оно, возможно, и было бы, если бы до вас дошло то, что было снято. Но этого не случилось…»

Раскрыты секреты фильма «Служили два товарища»: Высоцкий снялся в «постельной сцене»

Режиссер Евгений Карелов (справа)в эпизоде сыграл красноармейца.

Фото: Кадр из фильма

В числе прочих полностью оказались вырезаны несколько очень впечатляющих сцен. Одна из них — конная. Поручик Брусенцов, получив приказ от разгневанного начальства немедленно отправляться на фронт, прямо верхом на своем коне Абреке въезжает в зал ресторана.

А вторую сцену сами актеры, участвовавшие в ней, — Ия Саввина и Владимир Высоцкий — называли «постельной». По ходу фильма мы видим, как освободившийся после ареста Брусенцов приходит в гости к «зацепившей его сердце» сестре милосердия Сашеньке, которая обосновалась на поставленной на прикол у берега барже. Кадры их встречи в этом импровизированном жилище длятся недолго: поручик уходит, когда сослуживец ему сообщает, что генерал распорядился забрать его коня. Но в первоначальном, полном варианте была еще любовная сцена между Брусенцовым и Сашенькой. О ней Ия Саввина вспоминала в одном из интервью:

«Вырезана была, как мы ее называли, «постельная сцена»… Это не так, как сейчас показывают, что происходит в постели. У нас герои просто лежали в каюте на кораблике, просто разговаривали. Но между ними происходит нечто… Это была гениальная сцена… Помню, что три дня я готовила Володю Высоцкого к этой сцене, потому что это была его первая такая большая роль. Я его водила по мосфильмовским коридорам, мы ходили и готовились к этой сцене. В результате сцена оказалась вырезанной. Почему? А потому, что белогвардейцы не должны были так любить!..»

Но кое-что бдительные цензоры все-таки упустили.

Одна из замаскированных «мин» оказалась заложена в безобидный на первый взгляд эпизод с участием Некрасова и Карякина, когда они обсуждают светлое послевоенное будущее. Герой Ролана Быкова рассуждает: «Тюрьмы мы, конечно, позакрываем… Ну, одну все же оставим. Для мировой контры… А прочие все — на слом! Кого в них сажать-то?» На это герой Олега Янковского отвечает: «Найдется кого…»

Вспомним, что авторы сценария Юлий Дунский и Валерий Фрид в 1944 году, будучи молодыми студентами ВГИКа и записавшись добровольцами в армию, на пути в действующую армию были арестованы по вздорному обвинению — мол, они являются участниками группы, готовившей покушение на товарища Сталина. Далее вместо фронта, куда они стремились, чтобы бить фашистов, последовала отправка парней в лагеря на север, где они пробыли вплоть до реабилитации в 1956-м.

Такой штрих из биографии сценаристов придает совсем иное звучание эпизоду созданного ими фильма.

Источник