Режиссер сериала "Спроси Марту" рассказала о конфликтах на съемках

Ольга Сутулова на съемках. Фото: пресс-служба первого канала

Героиня Ольги Сутуловой делает все, что положено успешной девушке с железным характером. Она гоняет по Москве на крутой тачке, врывается в офисы тех, кто стал источником женских обид, и готова сеять хаос и разрушения, если таким образом можно достичь своей цели. Ольга Сутулова играла разных персонажей, но адвокат без моральных принципов, наносящий урон не только врагам своих клиентов, но и самой себе, иногда выглядит как коронный выход актрисы. Она сделала главную героиню сериала не очень-то обаятельной особой (на телевидении такое случается не часто), но даже в таком виде без особых проблем тянет сюжет сериала.

Рядом с Сутуловой тоже весьма достойные персоны. Кастинг актрис в данном случае особенно важен, потому как адвокат Марта специализируется на женских делах, и в итоге вместе с Ольгой в кадре Светлана Устинова, Полина Кутепова, Ксения Лаврова-Глинка, Яна Сексте, Ирина Гринева, в общем, что-то вроде команды мечты. Руководила процессом режиссер Флюза Фархшатова, и все это придает проекту шарм образцового феминистского киноманифеста. По крайней мере так может показаться со стороны. В беседе с «МК» Флюза Фархшатова обсудила скрытый матриархат, женские конфликты и идеальных актеров.

— Когда я первый раз читала сценарий, у меня не было сомнения, что главную героиню должна играть Оля Сутулова. А первая мысль обычно самая правильная. Потом, конечно, были рабочие моменты, в ходе которых я проверяла свою интуицию, но в итоге мы остановились на Оле.

— Нет, мы с самого начала пошли по противоположному пути и кандидатуру Жени даже не обсуждали, несмотря на то, что он прекрасный артист.

— Это история не про адвоката. У нас адвокатура и все с ней связанное — лишь предполагаемые обстоятельства. Речь идет о женщине очень сложной организации. С одной стороны, у нее огромное желание восстановить справедливость. Но действует она античеловеческими методами, потому что манипулировать людьми, на мой взгляд, нельзя. В итоге она теряет границу между работой и семьей, фактически теряет семью и просто вынуждена изменить свое отношение и к себе, и к окружающим. Но даже через ошибки, как и через потери, она все равно двигается, это такой тип человека, такой тип женщины, возможно, не совсем стандартный, но современный, и ее голос становится слышим в обществе все отчетливее.

— Я бы сказала в патриархальном обществе со скрытым матриархатом. Во многих российских семьях женщина так или иначе владеет ситуацией. На всех уровнях — социальных и бытовых — мы всегда сталкиваемся с тем, что решения часто принимает мама, жена или просто любимая женщина. Но действовать ей часто приходится жестче и провокативнее, как нашей героине. Актуальность такого сценария в России гораздо острее. Думаю, условной Марте намного сложнее добиваться своих целей, чем женщине-адвокату в Америке или в Западной Европе, где равные права — неоспоримая норма жизни.

— Иногда такая критика и правда уместна. Но я бы не сказала, что в нашем сериале мы показываем модные интерьеры, не имея на это никаких оснований. Марта успешный московский адвокат, и она может позволить себе такие условия, здесь нет никакого вранья и подмены.

— Мне кажется, чем больше женщин, тем больше конфликтов. Приятная девичья компания, которая, мило хихикая, снимает кино, — это иллюзия. Было сложно, иногда даже драматично. Например, линия Ольги и Кирилла Кяро, который играл ее мужа, далась совсем непросто. Там всегда эмоции, обострение, и нам пришлось поломать копья в достижении понимания, что все мы имеем в виду одно и то же. Наверное, основные трудности легли на плечи Ольги. Она почти всегда в кадре и, можно сказать, тянет на себе весь сюжет. И Оля полностью отдала себя этому проекту, в ее рабочем графике не было ничего другого.

— Мне проще не с женщинами или мужчинами, а с теми, кто понимает, о чем ты хочешь поговорить с публикой через свой фильм. Кино ведь только для зрителя. И если режиссер не нашел, о чем говорить со зрителем, то картина получится обо всем. То есть ни о чем. Очень важно, когда рядом артисты, не перетягивающие на себя одеяло, когда все они понимают идею фильма, работают на задачу и слышат, о чем режиссер с их помощью говорит со зрителем. Если человек слышащий, то не важно, мужчина это или женщина. И мне пока везет.

— С точки зрения ремесла мне интересно понять законы разных жанров, и если есть хороший сценарий, то я готова снимать все что угодно. Мне бы очень хотелось поработать с мелодрамой. Как зритель я люблю психологические триллеры и по возможности стараюсь их снимать. Очень хочется снять хорошую, тонкую комедию, но пока нет такого материала.

— Режиссер. Здесь у меня нет никаких сомнений. Мне всегда было неприятно пренебрежительное определение «женская режиссура». Я вообще против гендерных различий. Кстати, с каждым годом женщин в съемочных группах становится все больше. Считается, что съемки всегда связаны с большими нагрузками, но скажу как на духу: женщины гораздо выносливее, терпеливее и ответственнее мужчин.

Источник