Спесивцев-младший поставил «Снегурочку» к 200-летию Островского

Снегурочка и Мизгирь. Юлия Бушуева-Надыршина и Станислав Никулин. Фото: spesivcev.ru

— Зритель у нас был смешанный. Для нас традиционен зритель из числа молодежи, что следует из нашего названия: к нам ходят школьники, студенты, ребята, которым за двадцать, максимум тридцать лет (хотя нас посещают театралы и постарше). Так вот на премьере собрались все: от детей до мэтров, художников, российских режиссеров. Субботняя публика — это были в основном друзья нашего театра. И мы удостоились самых искренних, самых щедрых оваций. Это отразило определение постановки от Вячеслава Семеновича: «спектакль-праздник».

— Работа режиссера и заключается в том, чтобы дать свою трактовку. В моем случае идея постановки родилась, поскольку двести лет Островскому. Наверное, все театры Москвы что-нибудь поставили по этому поводу. У нас в репертуаре это не первое прочтение текстов Александра Николаевича: у нас есть «Гроза», ее тоже я когда-то ставил, «Бесприданница» — и вот теперь «Снегурочка».

Почему взяли именно ее? Для нашей молодежи это самая удобная форма — сказка, но мы ее обозначили на афише как «сказка для любого возраста». И это полностью оправдалось. А почему всем интересно смотреть? И вот здесь я могу сказать о личном режиссерском прочтении. У меня это сказка о любви, причем не о трагической. У Островского в финале Снегурочка говорит: «люблю и таю, таю от сладких слов любви». В нашем случае ударение делается на «люблю», а не на «таю».

Так что не случайно через весь спектакль у нас идут цитаты из Послания апостола Павла к Коринфянам, касающиеся любви: о том, что любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, все переносит. Это назидание сопутствует Островскому и все время сопровождает героиню, задачей которой становится полюбить. Научиться любви она пытается всю постановку. Но научить некому, а затем оказывается, что любовь — это дар. Сам Островский «руками» Весны-Красны как раз и дарит героине способность любить.

— Только получив Любовь, Снегурочка начинает по-другому смотреть на мир, жизнь начинает играть радужными красками. Она в ином свете видит теперь своих ухажеров и влюбляется. В нашей трактовке это не современная «суррогатная» любовь, в которую примешано все что угодно, но эталонное понимание любви. Это что-то большее, чем любовь между людьми, но что-то божественное.

— Почему фолк — объяснение простое: у нас есть элементы этнографии, причем мы географически, конечно же, не конкретизировали местонахождение сказочного племени Берендеев. Они у нас не в Вологодской области или в Краснодарском крае, а где-то на нынешних просторах нашей родины. Этнографичность проявляется к элементах костюма, бутафории, реквизита, и в том числе в музыке.

У нас же не только фолк-рок, но вариативное звуковое оформление: фолк-джаз. Птицы из свиты Весны у нас выведены в отдельный квартет а-ля джаз-банд, они как будто бы играют на сцене музыку, наполняя мелодиями происходящее. Кто-то играет на скрипке, кто-то на арфе, и рок играют не тяжелый, а именно мелодичный. Постоянные гости ММТ знают, что такой подход для нас типичен: в наших стенах постоянно звучит «Ария», Цой… Это современно и это помогает найти общий язык с молодежью.

Источник