Тереза Дурова: «У нас это модно — хорошо выглядеть»

Фото: пресс-служба театра

— Мы только что вернулись с прекрасных гастролей из Петербурга, где выступали уже второй раз за этот год, — говорит Тереза. — Возили туда три больших спектакля, с оркестром, потому что принципиально не работаем под фонограмму. Был прекрасный прием питерской публики, и думаю, что в следующем году мы туда вернемся. Мне кажется, что Питер нас любит — заметила: как только приезжаем, сразу выходит солнце. Так что пусть мне не рассказывают про дождливый и серый город. Для нас он самый радостный.

— На собственном примере могу сказать всем, кто захочет, как ты говоришь, зачеркнуть и начать: «Обязательно поступайте так». У меня всегда бывает так — где страшно, там меня ждет успех. А если говорить о мотивации, тут красиво можно сказать, что из цирка меня увела любовь, что действительно чистая правда. Мой избранник, Сергей Абрамов, оказался журналистом, нормальным человеком, и в какой-то момент нужно было решать: я остаюсь в цирке и продолжаю колесить по городам и весям с семейным аттракционом (а в нем было 300 разных животных за исключением хищников) или остаюсь на одном месте, где у меня появляется дом, семья и ребенок воспитывается не на колесах.

Знаешь, я очень благодарна своей маме (известная дрессировщица Тереза Васильевна Дурова. — М.Р.), что она меня не остановила. Это с одной стороны, а с другой — за это же в тот момент я ненавидела ее лютой ненавистью, потому что мама не кричала: «Ты теряешь аттракцион, прекрасную перспективу!». И муж тоже не ставил меня перед выбором: «Или я, или цирк!». Оба, точно сговорившись, повторяли: «Поступай как хочешь». И вот это оказалось для меня самым сложным — принять самостоятельное решение. Но это был первый поступок, после которого я поняла, что для меня там, где страшно, там идет процесс и есть результат.

Тереза Дурова: «У нас это модно — хорошо выглядеть»

Спектакль «Без галош элегантнее» стал лауреатом театральной премии «МК». Фото: пресс-служба театра

1.

— Я поняла, что в этом человеке для меня важны четыре сущности, поэтому Маяковского в спектакле играют сразу четыре актера. Сущность первая — любовь. Вторая — почему я оказался в этом мире, в это время и почему мир меня не принимает? Что мне с ним делать? Третья — очень мужское начало, с которым тоже есть проблемы. Мужчина, который хочет самого себя понять, проанализировать. И четвертая — футуристическое начало, когда старый мир должен быть сломан, разрушен и заново построен другой. Мне этот мужчина очень понравился.

— Моего, моего, точно. Но меня больше всего волнует то, что он нам оставил, — поэзия. И все эти Лили Брик…

— Все эти Лили Брик всего лишь инструменты, а меня интересует сущность его поэзии. Объясню: я совсем не люблю подглядывать в замочную скважину. Не люблю всего того, что касается личной жизни исторических лиц. Наши этнические спектакли приучили меня к глубокому погружению в материал, и для того, чтобы начать делать «Маяковского», мне нужно было в его эпоху нырнуть: в письма, в книги, в окружение. Передо мной встал совершенно другой человек, даже по-другому одетый. Мне была интересна эстетика футуризма и как Давид Бурлюк выстраивал Маяковского визуально. Поэтому в основе постановки лежит фешен. И, конечно, джаз.

— Потому что Маяковский для меня это в первую очередь джаз и никак не рэп. Рэп рубит Маяковского, уводит от его поэзии. Да, я люблю джаз; когда есть время, иду с друзьями в джазовый клуб; может быть, Франдетти ходит на концерты рэперов… Это прекрасно, что у каждого из нас свой Маяковский и своя для него музыка. И все-таки главное действующее лицо моего спектакля — это стихи. И даже не стихи, а каждая фраза, каждое слово. Когда мы с этим спектаклем были на гастролях в Петербурге, я обратила внимание на то, что люди в зале вслед за актерами шевелили губами, и таких было немало. То есть я дала возможность людям вместе с нами, пусть и про себя, но читать стихи Маяковского.

Тереза Дурова: «У нас это модно — хорошо выглядеть»

«Волшебная лампа Аладдина». Фото: пресс-служба театра

2.

— Обладать неограниченной властью… это… прекрасно. При одном условии — ты понимаешь меру ответственности перед всеми. А ответственность очень большая: за судьбы актеров, костюмеров, гримеров — в общем, всех, кто меня окружает и работает со мной. Людей как людей и каждой личности в отдельности. Плюс судьба театра — куда я его веду, что будет внутри происходить? Театр ведь очень замкнутая сфера, и у него должно быть мощное ядро. И моя забота как худрука — куда, зачем и как.

— Наверное, потому, что я никогда не задавала себе подобных вопросов, у меня это и получается. Мне иногда бывает очень страшно, но в конечном итоге я переступаю через этот страх и иду дальше. Сама не понимаю, как это происходит. Мне не сложно, мне любопытно. Когда что-то случается, я говорю: «О, бодрит!».

— Да, Тереза Ганнибаловна — это мощная энергетика и мощное сочетание для руководителя. Я часто слышу о том, что это мужская профессия и для нее надо иметь мужские качества. Но я же воспитана цирком, а там есть традиции, которые я сохраняю в себе.

— Все животные, стоящие на конюшне, зависят от меня, и я обязана сделать всё для того, чтобы они были накормлены, напоены, ухожены и так далее. Я нахожусь все время в ситуации точного времени: знаю, чем буду заниматься на конкретной репетиции и в какой день недели. Поэтому ничего не откладываю на следующий день: у меня нет «завтра позвоню», «когда-нибудь подумаю» и «может быть, сделаю». У меня про завтра ничего нет — только про сейчас. И это мне дает возможность спокойно работать. То есть очень жесткая дисциплина. Я точно знаю, что мои актеры не опаздывают на репетиции, потому что знают, что я всё равно уже в театре. Им проще прийти вовремя, чем потом со мной объясняться.

— Нет.

— Нет. Но я хотела бы, чтобы он работал, и думаю, что спасла бы его. Когда у меня был Театр клоунады, ситуации с алкоголизмом случались, потому что у клоунов вольное восприятие жизни и себя в ней. Поэтому я сразу предупреждала: «Или мы тебя сразу зашиваем, лечим, я вкладываю в это деньги, сама отведу к врачу, либо ты уходишь из театра». По-другому никак.

— Чаще получалось.

— Никакая я не мать Тереза. Просто понимаю, что у меня есть театр, а он для меня как живое существо, и я всегда стою на его стороне. Я могу объяснить человеку, что он не уважает труппу, меня, зрителей, себя, в конце концов. Если ты поцелован Богом, нельзя свой талант выбрасывать на помойку. Мне не лень долго и много говорить об этом, вкладывать деньги, чтобы вернуть человека. Если не получится — значит, нет. Дисциплина — это первое, что должно быть в театре.

3.

— Можно и тем, что в театре нет кнопок, экрана, а есть живая музыка и живой актер. Я и художник Мария Рыбасова не любим работать с экранами, мы пользуемся старыми дедовскими театральными методами. Когда у Маши, например, готова декорация, она приглашает художников, которые эту декорацию расписывают. А не то что на ней что-то напечатано, нарисовано, наклеено — нет, мы ее отдельно прописываем, и это ручная работа. И зрители маленькие это отлично понимают. Они видят здесь то, чего не видят нигде.

Вот на днях у нас состоялась премьера спектакля «Дубровский» по Пушкину — совсем не развлекашечка, замечу. Но какой же внимательный был зал, в основном состоящий из школьных классов. Он просто не дышал, и у меня возник вопрос: «А не уйдут ли они в антракте?» Но они не ушли, а пошли покупать цветы. Я видела мальчика, который во время второго акта вытирал слезы. А учителя говорили, что теперь им будет проще разговаривать с детьми об этом произведении. Режиссер спектакля Ирина Пахомова с помощью нашего театра смогла так рассказать эту историю. В том числе и потому, что здесь никто не опаздывает на репетиции.

— Я вообще не понимаю, что такое детский театр. Я понимаю, что такое семейный театр, и поэтому хочу, чтобы после наших спектаклей было о чем поговорить дома. Я хочу сохранить семью в том виде, как я ее понимаю: когда все друг друга понимают, общаются, находятся не в конфликте, а в диалоге. Когда в разговорах выясняют, что важно для ребенка, когда у родителей с детьми общая эмоциональная память — я этого хочу.

Все понимаю: родители покупают билеты, а бабушка или дедушка отведут на выходные внуков в театр. А я хочу, чтобы папу не оставляли дома с пивом у телевизора. Что у нас сегодня есть? Творчество, спорт и церковь, куда ходит семья. Так вот, нам нельзя терять творчество, и надо, чтобы в театр семья приходила по возможности в полном составе.

— Есть такое выражение «готовые тела». Вот у моих артистов готовые тела. Они все постоянно находятся в тренинге — вокальном, пластическом. Мы пользуемся такими жанрами, как жонглирование, антипод, иллюзия, воздух, и это все делают драматические актеры, которые окончили ГИТИС, Щуку. Вот сейчас у нас начинает работать специалист по жонгляжу. Так что цирк здесь, безусловно, только в помощь — и как энергетика для актеров, и для понимания ими своих возможностей. И я как режиссер не ставлю для себя преград. Каждый раз стараюсь себя сдерживать и часто цирковыми трюками не увлекаться, но согласись, что это всегда красиво.

— Мне всё удалось, и я всем горжусь. Я вырастила хорошую труппу, у меня замечательный нами выращенный зритель. Мы сделали три кульбита за эти годы — от театра клоунады до музыкально-драматического, чтобы сегодня стать тем театром, которым являемся. Какой мы кульбит сделаем через пять лет, я не знаю.

4.

— Не для поколения даже, а для педагогов и родителей. Я бы сделала всё для того, чтобы вспомнили о тех педагогах, которые у нас были до революции. Кто писал прекрасные учебники, пособия по воспитанию детей, думал о внедрении культуры в массы, когда ее после революции не было. Надо возвращаться туда и смотреть, что было сделано полезного. Может быть, сегодня они смогут нам помочь.

— Да, мне очень страшно подписывать первую смету на новый спектакль. Сердце замирает, и каждого нового спектакля я боюсь. Но страшнее всего мне было бы выходить на сцену в качестве актрисы. А Волчек, с которой я имела честь быть знакома, выходила. Несколько раз мне делали предложения сыграть что-то, ссылаясь на мою, как ты говоришь, прорывную энергетику. И хотя на репетициях я часто выхожу на сцену, чтобы по ходу показать что-то артистам, но работать на сцене не смогла бы — боюсь. На манеже — да, а на сцене — нет.

— Я очень счастливый человек. Когда я делала театр, мне никто ничего не объяснял про систему, при которой спектакли принимали люди из горкомов и райкомов партии. Я ни перед кем не отчитываюсь, кроме как перед собственным зрителем. Надо мной худрук? Ну, это сложно. Пока я такого человека не вижу. Но задумаюсь.

— Спасибо за комплимент. Все. Несколько дней тому назад мы пригласили на репетицию нескольких наших друзей, в зале в основном были мужчины. И после репетиции они сказали: «Боже мой, какая у вас молодая и красивая труппа!». А у нас на сцене работали актеры, которым за 30 и ближе к 40. Да, у нас это модно — хорошо выглядеть. У нас немодно курить, немодно не заниматься спортом, немодно держать себя в плохой физической форме. У нас модно быть готовым к одному: что бы режиссер ни предложил, ты должен это сделать.

— Ну, значит, ЗОЖ. Семейный театр бодрит, молодит, и чем больше в труппе детей, тем моложе выглядят мои актеры.

Источник