В храм Василия Блаженного вернулись исчезнувшие на 100 лет хоругви

Хоругви с иконой XVI века.

Фото: Мария Москвичева

Еще в прошлом году там были заменены два иконостаса, в которых теперь установлены восемь отреставрированных икон. Сложность «операции» была не только в самой работе реставраторов по восстановлению памятников древнерусской иконописи, но и в том, чтобы выбрать нужный момент и вставить их в специальный подвижный иконостас. Дело в том, что в соборе XVI века нет системы температурно-влажностного режима.

В такой ситуации экспонаты можно беспокоить только в периоды стабильной температуры. В момент смены времени года, когда шкала термометра прыгает туда-сюда, когда за окном сильные дожди или жара, экспонаты лучше не трогать. «Работы по реставрации выполнены очень оперативно и были крайне сложными», — признался директор Исторического музея Алексей Левыкин, в чьем подчинении находится музей «Покровский собор».

Одно из главных событий — появление в Покровском соборе отреставрированной иконы Богоматери Владимирской XVI века, которая когда-то находилась в другом храме, расположенном по соседству. Речь о церкви Зачатия Анны в Зарядье, которая была закрыта в связи со сносом гостиницы «Россия» и до сих пор не открылась. С 1920-х и до 1990-х храм также не работал. Как и многие церкви, храм в Зарядье большевики не пощадили. Некоторые памятники оттуда на заре советского времени оказались в фондах Исторического музея. Владимирская Богоматерь поступила в 1935 году, а оттуда попала в Покровский собор. Икона была в плохом состоянии. Сколы на дереве, повреждение красочного слоя, следы от гвоздей, которыми когда-то крепили образ к стене, — вот вопросы, которые решали специалисты Центра Грабаря. Теперь икона заняла почетное место на входе в отдельной витрине, в которой, впрочем, нет специальных климатических условий. По словам завотделом древнерусской живописи Исторического музея Людмилы Тарасенко, иконе предстоит привыкать к новым условиям. «Сейчас температурно-влажностный режим приближен к музейным, — пояснила она «МК». — Памятники постепенно адаптируются к условиям. Зимой храм не отапливается».

Именно поэтому для других восстановленных икон нужно было сделать специальный подвижный иконостас. Исторические — XVI века — были заменены на новые в начале ХХ века в рамках так называемого музейного эксперимента. Но с тех пор они сильно обветшали. Новые иконостасы в церкви Александра Свирского и церкви святителя Григория Армянского, которые являются частью Покровского собора, сделали таким образом, чтобы каждую из икон можно было достать в любой момент (прежде необходимо было вынуть все, чтобы добраться до одной). И главный нюанс — доски икон реагируют на изменение температуры и влажности, то сжимаясь, то расходясь. В новых иконостасах учтены особенности поведения памятников в условиях, где нет стабильной температуры.

В иконостас церкви Преподобного Свирского после реставрации вернулось семь икон XVI века из деисусного чина. До 1925 года они находились в Гуслинском Спасо-Преображенском монастыре. До реставрации они были сильно загрязнены, имели сколы и повреждения красочного слоя, а авторскую живопись было сложно распознать под слоями многочисленных подновлений. Разница особенно хорошо видна, если сравнить иконы с нижним рядом, который не реставрировался.

Но главным событием, о котором объявили сотрудники Исторического музея, стала реставрация парных хоругвей. Сами иконы-вкладки написаны в XVI веке, а хоругви в виде флагов созданы в стиле модерн на рубеже ХIХ–XX веков. Иконы обрамлены металлическими оправами и украшены изящной вышивкой с кистями и бахромой, поэтому над их реставрацией трудилось сразу несколько отделов в реставрационном Центре Грабаря. Больше ста лет хоругви находились в фондах Исторического музея и теперь стали настоящим открытием.

Источник