В Москве показали карту путешествий Островского и художника, создававшего декорации к «Снегурочке»

Фото: Иван Волосюк

Александр Николаевич Островский, как известно, позаимствовал сюжет пьесы «Снегурочка» из сборника Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Явленная в этом тексте держава Царя Берендея – это фантазия на славянскую тему, локация, которую нет смысла искать на карте. А вот где происходят события пьесы «Гроза» (и второй волжской пьесы – «Воевода»), можно сказать с максимальной точностью, допустимой в литературоведении. Известно, что во время поездки по великой русской реке от Твери до Нижнего Новгорода, осуществленной по предложению тогдашнего Морского министерства в 1856 году, Островский оказался в Торжке. Этот городок выступает прообразом города Калинов, где разворачивается семейная драма Кабановых и где гибнет «луч света в темном царстве» – Катерина. Это – первое путешествие, о котором повествует выставка в Доме-музее Станиславского.

Второе хронологически завязано на 1900 году. Театр Станиславского готовит к постановке «Снегурочку» – и отправляет главного художника спектакля Виктора Симова в экспедицию на русский Север, чтобы декорации и одеяния, показывающие вымышленную страну, где живет девушка из снега, не были в этнографическом смысле «высосаны из пальца».

В Москве показали карту путешествий Островского и художника, создававшего декорации к «Снегурочке»

Фото: Иван Волосюк

Так благодаря выставке «Театр жизни: А.Н.Островский» мы узнаем, что показанное сто с лишним лет назад на сцене тетра Станиславского царство «срисовано» с Вологодской и Архангельской областей. А чтобы открыть всю подноготную «Снегурочки», из Фондов музея МХАТ достали на свет божий эскизы костюмов, записные книжки с рукописными заметками Симова, режиссерские экспликации с детализацией мира спектакля.

И выставили очень много вещей из быта людей прошлого: тележные колеса, старинные сундуки-коробы, охотничьи рожки, инструменты, деревянных «идолищ». Воссоздали даже языческое «капище» с углем, лежащим на искусственном снегу, основой которого стал идол 17-го века, привезенный Симовым из этнографической экспедиции. А также представили в великом множестве девичьи украшения в этностиле, созданные специально для спектакля соратниками Станиславского: мониста, ожерелья, косники, подвески из ракушек, муфты, покрытые узорами ленты, веночки…

В Москве показали карту путешествий Островского и художника, создававшего декорации к «Снегурочке»

Фото: Иван Волосюк

Благодаря фотографиям начала прошлого века и, как сказали бы сегодня, 3D-макетам за авторством художников разных сцен спектакля мы видим его историческую версию объемно, как в стереоскопе. Наконец, архивные костюмы (а их выставили около десятка) довершают создание полной картины той самой «Снегурочки» Станиславского–Симова.

И хотя на цокольном этаже дома великого режиссера царит полная тишина, нарушаемая перешептываниями посетителей, кажется, что там звучат голоса и раздается неслышное хоровое пение…

Источник