Вице-президент русского ПЕН-центра объяснил, чем Александр Городницкий круче Боба Дилана
Фото: globallookpress.com
Наш сегодняшний собеседник, вице-президент Русского ПЕН-центра, писатель и драматург Евгений Попов — выпускник Московского геологоразведочного института. «Песни Городницкого вот уже 60 с лишним лет поют или мурлыкают все геологи страны. А геологи бывшими не бывают. Для меня счастье, что я знаком с этим легендарным человеком, чье творчество и личность уникальны», — сразу сказал Попов.
— Питерская культура и «расейская» житуха — в этом нерв творчества Александра Городницкого. Вот сейчас разговариваю с вами, а в голове вертится: «На это место уж нету карты, плывем вперед по абрису». Пожалуй, и в этом смысл России.
— Поэзия, слившаяся с песней, это скорее советская, а не русская традиция. Вернее, традиция «оттепели», ярким представителем которой является великий Алик Городницкий. Про американского бандуриста, получившего Нобелевскую премию, я, пожалуй, ничего не скажу. Не моего это ума дело, кому и зачем шведы деньги дают и почему это тусовочное мероприятие пользуется таким незыблемым авторитетом. Городницкого я больше уважаю. Он начинал в Питере вместе со сверстниками Рейном, Кушнером ДО Бродского, родившегося в 1940 году. Среди поэтов и бардов Городницкий занимает место Городницкого, и это выше, чем первое или даже какое-нибудь место экстра-класса. Второго Городницкого, Окуджавы или Высоцкого нет и быть не может равно как и второго Андрея Платонова, Зощенко, либо Шукшина, Искандера, Аксенова.
— В 60-е случилась в нашей строгой стране «оттепельная» магнитофонная революция и возникла, благодаря бардовской песне, нецензурируемая душевность. И правильно выбрана была профессия юным интеллектуалом Городницким, потому что в геологии традиционна была тяга к культуре и больше имелось свободы, чем на заводе или в НИИ. Оттого я песни Городницкого знал с 15 лет, а с поэзией упомянутых выше питерцев познакомился десятью годами позже. Но есть и великолепные «просто барды». Например, классик жанра Владимир Туриянский или Володя Бережков, Алик Мирзоян, Миша Кочетков. Впрочем, противопоставлять поэтов бардам не нужно. Могут обидеться и те, и другие. Вообще, противопоставлять одних людей искусства другим тоже не мое дело, я не поэт, музыковед, литкритик или какой-другой из оценщиков сущего. Я писатель. Человек скорее наблюдательный, чем умный.
— Всё перечисленное плюс, разумеется, «люблю Отчизну я, но странною любовью», а также неприятие традиционных форм существовавшей советской власти. Сначала сталинизм, потом Хрущев с его кукурузой в окружении «партайгеноссе», которых вырастил Сталин для счастья народа, и они усердно правили страной, подсиживая друг друга. Надоело! Однако нравы менялись, нужно помнить и знать это. Что и тогда был шанс на счастье. «Шестидесятники», что могли, то сделали.
— 1964 год. Студенческая геологическая практика в Крыму около Бахчисарая. Ленинградцы, москвичи, киевляне. Сотни молодых геологических людей. Концерт легендарного уже тогда Городницкого, с которым я, естественно, не был знаком. Когда в конце 80-х познакомились и подружились, он вспомнил это свое выступление в Крыму. А я вспомнил, что работал в тех же местах на севере Красноярского края, на реке Тунгуске, где он сочинил свои первые песни. Но только десятью годами позже. Как ни странно, даже знакомые нашлись. Выжившие.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.