«Золотую пальмовую ветвь» получила противница пенсионной реформы

Обладательница «Золотой пальмовой ветви» Жюстин Трие и Джейн Фонда

Фото: AP

Награду вручала старейшая американская актриса Джейн Фонда, вспомнившая Канны 1963 года: «Многие из вас тогда еще даже не родились. В то время в конкурсе не было ни одной женщины-режиссера, но нам и в голову не приходило, что в этом есть что-то неправильное. С тех пор мы продвинулись вперед. Впервые в конкурсе участвуют семь женщин-режиссеров».

Всего в третий раз за многолетнюю историю главного мирового фестиваля «Золотая пальмовая ветвь» оказалась в руках женщины. Долгое время исключением в плотном мужском братстве была Джейн Кэмпион — действительно мощный режиссер из Новой Зеландии, получившая в 1993 году награду за «Пианино». На волне MeToo два года назад победила с «Титаном» француженка Джулия Дюкорно, вошедшая теперь в состав жюри. И вот третья «Золотая пальма». Получая награду, Жюстин Трие темпераментно высказалась по поводу пенсионной реформы во Франции, усечения правительством культурных программ. Она заметила, что Канны — это территория свободы, где можно честно высказать свою точку зрения. «В сложный для Франции год я не могу молчать. Мы пережили пандемию, длившуюся два года. Теперь идет волна протестов, связанных с пенсионной реформой, и их подавляют. Немало проблем накопилось в кинематографе. Правительство не противостоит механизации культуры, тем разрушая ее национальную самобытность. Я посвящаю награду всем молодым режиссерам, всем тем, кто не может снимать кино в сложившихся обстоятельствах. А они должны иметь возможность работать, ошибаясь и пробуя свои силы вновь, как это было со мной 15 лет назад, когда среда для творчества была более благоприятной». Речь Трие, как выяснилось позднее, произвела сильнейшее впечатление на министра культуры Франции — 44-летнюю госпожу Риму Абдул-Малак, имеющую, к слову, гражданство не только Франции, но и Ливана. Слова лауреатки стали для нее полной неожиданностью.

Жюстин Трие в Каннах не новичок. В 2019 году она представляла в основном конкурсе свой фильм «Соблазн». Главную роль в «Анатомии падения» сыграла изумительная немецкая актриса Сандра Хюллер, звезда относительно недавнего «Тони Эрдманна», получившего множества наград. Ее героиню подозревают в причастности к смерти мужа, который выпал из окна. На руках у вдовы остался 11-летний слабовидящий сын. И теперь время словно прокручивается назад — что же произошло в писательской семье, где жена успешнее мужа? Многие предрекали Сандре Хюллер награду — если не у Трие, так в другой конкурсной картине, «Зона интересов» британского режиссера Джонатана Глейзера, которая рассказывает о благополучии семьи коменданта концлагеря Освенцим Рудольфа Хёсса. Их уютный дом находится рядом с лагерем смерти, где беспрерывно работает крематорий и уничтожают евреев. Садовник выращивает цветы, на грядках спеют овощи. Жена и пятеро детей исчадия ада живут в радости и покое. Картина получила Гран-при, а поставлена она по роману Мартина Эмиса, скончавшегося 19 мая, в день каннской премьеры фильма.

Финский классик Аки Каурисмяки, не теряющий формы, лидировавший в рейтинге экспертов журнала Screen, отмечен Призом жюри за «Мертвые листья». Получать награду он не пришел, что и следовало ожидать. Вновь «Золотая пальмовая ветвь» обошла стороной выдающегося кинематографиста нашего времени. Каурисмяки тяжело это переживает и однажды уже являлся навеселе на красную дорожку и устроил там шоу, которое очевидцы никогда не забудут. Его новая картина — о случайно встретившейся в ночном Хельсинки паре, обычных и не самых счастливых людях. Они встречаются под музыку Чайковского и радиосообщения о ситуации в Мариуполе. В «Мертвых листьях» снималась собака Каурисмяки Бижу, она же — Чаплин. Она тоже не получила собачью «Пальмовую ветвь» Palm Dog. Есть в Каннах традиция — незадолго до финального награждения вручать призы собакам, снявшимся в кино. Чаплину достался второй по значимости приз. А победил бордер-колли Снуп из все той же «Анатомии падения» Жюстин Трие, который был поводырем у слабовидящего мальчика.

За лучшую режиссуру отметили талантливейшего французского режиссера вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга, известного по фильмам «Велорикша», «Аромат зеленой папайи», «Норвежский лес», представлявшего теперь «Рагу Додена Буффана». За сценарий наградили Юдзи Сакамото за «Монстра» Хирокадзу Корээда о буллинге в школе, сложных отношениях ребенка с учителем. «Монстр» — игра, в которую играют дети, это тот, кто в Японии всегда рядом на ментальном уровне. Европейцу этого не понять.

«Золотую пальмовую ветвь» получила противница пенсионной реформы

Режиссер Вим Вендерс и японский актер Кодзи Якусё

Фото: AP

Награды за актерские работы получили 67-летний японский актер Кодзи Якусё, сыгравший чистильщика токийских общественных туалетов, любителя музыки и книг в «Идеальных днях» немецкого классика и фаната Японии Вима Вендерса, и турецкая актриса Мэрвэ Диздар за роль сельской учительницы в фильме «О сухих травах» Нури Бильге Джейлана. Выбор актрисы многих удивил, поскольку были претендентки посильнее.

Лонгория, Фонда, Блум: звезды закрыли Каннский кинофестиваль необычными образами

«Золотую пальмовую ветвь» получила противница пенсионной реформы

Смотрите фотогалерею по теме

Источник