Ученые раскопали коллекцию доисторических флейт на территории археологического памятника Эйнан-Маллаха в Израиле. В поселении некогда жили натуфийцы – представители древней средиземноморской культуры, последние охотники-собиратели Леванта (восточное Средиземноморье).

Памятник был открыт в 1950-х годах и с тех пор неоднократно обследовался, но флейты удалось обнаружить только в 2022 году. Они были разбросаны среди 1100 птичьих костей.

Возраст флейт оценили в 12 тысяч лет. Они были изготовлены из костей мелких водоплавающих птиц. Один артефакт сохранился неповрежденным, его длина составляла менее 65 мм.

«Космический» кинжал Тутанхамона

Костяные флейты возрастом 12 тысяч лет нашли в Израиле

Ученые раскрыли тайны гробницы фараона«Это, вероятно, одни из самых маленьких доисторических звуковых инструментов, известных сегодня», – отметил ведущий автор исследования Лоран Давин, аспирант по археологии Французского исследовательского центра в Иерусалиме.

Следы охры показывают, что флейты были окрашены в красный цвет. Их носили с собой на шнурке.

Чтобы узнать, как звучала доисторическая флейта, исследователи создали ее копию с помощью компьютерной программы и измеряли спектральный анализ звуков до тех пор. В результаты раздались звуки, похожие на крики сокола.

Ученые предположили, что натуфийцы использовали флейты не только для музыки, но и для охоты или даже для общения с птицами. Они относились к птицам с особым уважением, на что указывают многочисленные украшения, сделанные из когтей.

Интересно, что эти инструменты не являются древнейшими в мире. Это «звание» носит флейта, сделанная неандертальцами около 60 тысяч лет назад. Ее нашли в пещере в Словении, сообщает Live Science.

Ранее сообщалось, что на Пиренеях нашли крупную раковину морской улитки. Она использовалась как музыкальный инструмент 18 тысяч лет назад.