Гигантские кратеры, образованные при падении астероидов на Землю, полностью уничтожаются эрозией за миллиарды лет, выяснили ученые Западно-Капского университета в Южной Африке.

Специалисты изучили крупный южноафриканский кратер Вредефорт, который имеет диаметр около 300 километров и сформировался два миллиарда лет назад в результате падения астероида диаметром 20 километров. В результате удара земная кора и мантия поднялись. Однако с течением времени эрозия «стерла» кратер, и на поверхности остались лишь невысокие холмы к юго-западу от Йоханнесбурга.
Космический бильярд

Ученые объяснили исчезновение гигантских кратеров на Земле

Как ракеты-камикадзе будут отводить от Земли астероиды?Ученые собрали образцы горных пород на расстоянии до 22 километров от центра кратера и провели их тщательный анализ, чтобы выявить различия в плотности, пористости и химическом составе между затронутыми и нетронутыми породами. Исследование показало, что, несмотря на некоторые остатки импактных расплавов и минералов, породы на внешних гребнях структуры Вредефорт практически неотличимы от обычных горных пород.

Результат удивил ученых. Оказалось, что вертикальная эрозия, проникая в земную кору до 10 километров, сильно снижает шансы на обнаружение древних кратеров возрастом более двух миллиардов лет. Углубления от падения крупных астероидов должны находиться в особых условиях, чтобы сохраниться до наших дней. Работа ученых опубликована в издании Journal of Geophysical Research: Planets.

Ранее ученые выяснили, что погубивший динозавров астероид имел мощность 10 млрд атомных бомб. Его падение вызвало сейсмическую активность, которая продолжалась от нескольких недель до нескольких месяцев.