Неизвестные портреты кисти Рембрандта продадут за миллионы долларов

Фото: christies.com

  О находке мало что известно. Сообщается, что британская семья владела портретами с 1824 года — и купила их как раз на Christie’s (аукционный дом существует с 1766 года). Портреты датируются 1635 годом. На них изображены Ян Виллемс ван дер Плуйм и его жена Яапген Карелс, сын которых женился на дочери дяди Рембрандта. Портреты никогда прежде не упоминались в научной литературе о голландском художнике XVII века. Перед тем как их продадут 6 июля, портреты покажут на выставках — в Нью-Йорке и Амстердаме.

 В последний раз на публичных торгах работа Рембрандта выставлялась два года назад: автопортрет мастера продали на аукционе Sotheby’s за $18,7 миллиона при оценке $15–20 млн. То есть продажа вписалась в эстимейт. Эти же работы оценены в 5–8 миллионов фунтов стерлингов ($6–10 млн). Стоит ли ждать рекорда сейчас? 

  «Красть нужно только Рембрандта — тогда это на самом деле будет преступлением века». Прав был герой Евстигнеева в фильме «Старики-разбойники»: любое упоминание Рембрандта даже во вполне обыденной ситуации по-прежнему вызывает повышенный интерес, — говорит «МК» эксперт арт-рынка, специалист одного из российских аукционных домов Владимир Богданов. — О чем говорит новость? Кто-то из далеких предков (почти 8 поколений назад) приобрел на «Кристис» портреты Рембрандта, и вспомнили о них только сейчас, когда наследники собрались продавать. То есть ситуация необычна тем, что за это время никто не позаботился о включении этих работ в научный оборот. Портреты не были достаточно изучены, не были включены в современные монографии. И теперь это придется наверстывать. Помешает ли это продаже? Пожалуй, нет. Продаже мешают подозрительные пробелы в истории бытования картины (провенансе) или неубедительные обстоятельства обретения типа «нашли у бабушки» на чердаке. Тут ничего подозрительного вроде нет. Если факт продажи на «Кристис» подкрепляется документами, то какие могут быть вопросы? А то, что 200 лет наследники мало интересовались полученными картинами — да такое сплошь и рядом. Второй вопрос: поможет ли такой эффект неожиданности предстоящей продаже? Да. Хоть и немного, но поможет. Даже сам факт поднявшейся шумихи уже идет на пользу — привлечет внимание. Последует ли за этим продажа с превышением эстимейта? Сильно сомневаюсь. Рынок старых мастеров много лет находится в стагнации. Рембрандт, конечно, случай исключительный, но этот фактор уже заложен в экспертной оценке. Они ожидают 6–10 миллионов долларов? Скорее всего, примерно столько и дадут — в районе 6 млн. 

 Для нас урок всей этой истории — не ленитесь изучать картины бабушек и прадедушек. Есть шанс (хоть и небольшой), что среди них будут приятные открытия.

Источник