В ГЭС-2 показали выставку-воспоминание о пандемии

Фото: Мария Москвичева

Что самое главное в искусстве? Таким, казалось бы, риторическим вопросом открывается выставка Сергея Сапожникова. Ответ предлагается тут же: «Отношение художника и окружающего мира».

Этот мир соткан из видов за окном и предметных воспоминаний. Первый экспонат выставки представляет собой «скелет» велосипеда: от него осталась только яркая рама, а колес, сиденья и педалей нет. Этот «безногий» механизм висит в пространстве и смотрит на черно-белый пейзаж — на видео, где автор выставки удаляется от нас, растворяясь в бесцветном лесу. Вся выставка построена на контрастах и сплошь состоит из «окон» — порталов во внешний мир, который неизменно остается черно-белым.

В ГЭС-2 показали выставку-воспоминание о пандемии

Фото: Мария Москвичева

На фотографиях в рамах, которые как бы превращают изображения в окна, мы видим реальные окна с ч/б видами природы. Эти снимки Сапожников ежедневно делал, сидя дома, в Ростове-на-Дону, во время карантина. Причем стены, на которых висят изображения, заклеены фотообоями с такими же лишенными цвета пейзажами.

На полу еще один «портал», уже круглый, — это фотография черно-белого неба. Сквозь стены тут и там «прорублены» проходы, но не через все из них можно пройти. Зато в следующем зале много яркого контрастного цвета.

В ГЭС-2 показали выставку-воспоминание о пандемии

Фото: Мария Москвичева

Здесь в рамках-порталах и на инсталляции в виде условного дома мы находим бытовой мир художника: цветы на подоконнике, двери, музыкальная установка, диван. Все, что окружало Сергея в той карантинной жизни, наполнено кричащими красками кислотно-зеленого, малинового, желтого и синего оттенков.

Люди появляются в тотальной метафоре эпизодически — все они на экранах в своих домашних интерьерах. В пространстве звучит «Партитура времени» художника и театрального режиссера Дмитрия Цупко и «Вальсы» (17 композиций) композитора Алексея Хевелева. Медитативная музыка подчеркивает контрастные эмоции, пережитые на карантине. Все вокруг замерло, но внутри все горит.

В ГЭС-2 показали выставку-воспоминание о пандемии

Фото: Мария Москвичева

В этой зарисовке личной паузы, которую почувствовал каждый на планете, есть свое обаяние, романтика и ирония. Тогда казалось, что внешний мир рушится, а бытовой вокруг, за неимением других вариантов, приходилось изучать буквально под лупой, узнавая много нового о старом диване или цветочном горшке.

Теперь это время превратилось в воспоминание, по которому Сапожников, как и многие, кажется, немного скучает. Все тогда устали сидеть дома, но, выйдя из заточения и окунувшись в новое безумие внешнего мира, теперь тот момент кажущегося апокалипсиса и невыносимой скуки все больше воспринимают как романтику, превращают в странную медитативную партитуру, где свои приятные черно-белые и яркие краски.

В ГЭС-2 показали выставку-воспоминание о пандемии

Фото: Мария Москвичева

Спустя время художник возвращается в тот момент, чтобы показать, что иногда внешний мир лучше отключить, воспринимать его в ч/б, чтобы лучше понять свое личное-внутреннее.

Источник