«Неизведанная территория»: ученые признали отсутствие данных по 2 миллионам видов грибов

Фото: Global Look Press

Согласно новому отчету, более 2 миллионов видов грибов по всему миру ожидают идентификации в рамках того, что ученые назвали “новым рубежом открытий” для жизни на Земле, пишет The Guardian.

Но исследователи также предупреждают, что подавляющее большинство новых обнаруженных растений относятся к исчезающим видам, которые по умолчанию должны быть занесены в список находящихся под угрозой исчезновения, предупреждая, что три четверти неописанных видов, вероятно, окажутся под угрозой исчезновения.

От обитателей микробиома человека до самого крупного из известных наземных организмов на планете грибы уступают по своему разнообразию только беспозвоночным – они встречаются в воздухе, внутри растений и животных, а также в почве и океане, во многих формах и размерах. Более 90% из них остаются неизвестными науке, по данным исследователей из Королевских ботанических садов Кью, которые опубликовали новую оценку разнообразия грибов в рамках отчета о состоянии растений и грибов в мире, обнаружив, что, вероятно, существует около 2,5 млн видов, из которых идентифицировано пока что только 155 000.

“Это неизведанная территория, – отмечает профессор Александр Антонелли, директор по науке Королевских ботанических садов Кью. – За последние несколько лет мы стали свидетелями растущего признания роли грибов во всем… Они поддерживают нашу жизнь, нашу растительность, они абсолютно необходимы для каждого отдельного вида животных. Теперь у нас есть анализ ДНК, мы пытаемся раздвинуть границы. Это очень похоже на исследование внешней Вселенной. Грибы – это темная материя”.

Восторг ученых по поводу этого неоткрытого мира был умерен беспокойством по поводу угрозы исчезновения, с которой сталкиваются многие недавно открытые виды, пишет The Guardian.

Исследователи обнаружили, что из видов сосудистых растений, выявленных в 2020 году, более 77% уже соответствуют критериям находящихся под угрозой исчезновения, 59% видов, вероятно, будут соответствовать критериям находящихся под угрозой исчезновения, и 24%, вероятно, будут соответствовать этим критериям позже. Из 350 000 видов сосудистых растений, известных науке, исследователи полагают, что около 100 000 еще предстоит идентифицировать, но, по оценкам отчета Королевских ботанических садов, примерно каждый третий из них, вероятно, находится под угрозой исчезновения.

Ученые говорят, что ко всем вновь описанным видам следует относиться как к находящимся под угрозой исчезновения, если только не будет доказано обратное.

Исследователи по всему миру призывают общественность помочь в их усилиях по идентификации, которые были революционизированы новыми методами секвенирования ДНК, позволившими обнаружить сотни видов грибов в одной чайной ложке почвы. В Нидерландах одна из схем предоставляет общественности возможность назвать любые новые виды грибов, обнаруженные в образцах почвы, которые они отправляют в лабораторию.

С 2020 года было официально описано около 10 200 новых видов грибов, но научные достижения означают, что исследователи надеются, что они смогут выявлять 50 000 новых видов грибов в год. В этом году исследователи из Кью заявили, что обнаружили новый паразитический гриб, который охотится на пауков-ловушек в тропических лесах Бразилии.

Эстер Гайя, старший научный сотрудник RBG Kew, специализирующийся на грибах, сказала, что она надеется, что выявление большего числа видов может привести к прогрессу в медицине, сельском хозяйстве и инженерии, а также помочь лучше понять болезни человека.

“Методы анализа ДНК произвели революцию в исследованиях грибов, гораздо большую, чем в исследованиях растений и животных. Изначально мы рассматривали только грибы и лишайники, – сказала она. – Теперь речь идет о кишечном микробиоме. В настоящее время доказано, что многие, очень многие болезни человека вызываются грибком или дисбалансом в нашем грибковом сообществе. Подземные грибы соединяют деревья и устанавливают симбиотические отношения с корнями деревьев, а также обмениваются питательными веществами и водой. Прямо сейчас вы вдыхаете споры грибов”.

В докладе говорится, что идентификация и описание новых видов растений и грибов является важнейшей задачей науки о биоразнообразии. Исследователи выделили 32 “темных пятна” в разнообразии растений, где имеются серьезные пробелы в знаниях, причем наибольший дефицит наблюдается в Колумбии, Новой Гвинее и Южно-Центральном Китае.

“Проблема в том, что у нас много пробелов в знаниях. У нас есть много мест по всему миру, где мы еще не собрали достаточного количества растений или собрали очень предвзятую долю биоразнообразия”, – отмечает Антонелли.